4.42857/5, Отзывов: 7
Доступно

Орлов Ю.М. Саногенное мышление [повтор2]

Тема в разделе "Курсы по психологии", создана пользователем procyon22, 16 май 2015.

Цена: 7500р.-98%
Взнос: 82р.
100%

Основной список: 269 участников

Резервный список: 21 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 16 май 2015
    #1
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба

    Орлов Ю.М. Саногенное мышление [повтор2]

    Повтор складчины

    (оргу лучше быть из Москвы или Питера и обязательно прочитать рекомендации из первой складчины)

    Практический курс по саногенному (оздоравливающему) мышлению от Ю.М.Орлова.

    Курс обучает обыденной философии, как грамотно работать с негативными эмоциями, именно рационально размышлять их, а не избавляться.
    (по мнению Орлова не возможно навсегда избавиться от эмоции, только на время приглушить, что черевато тем что она "всплывет" в самый неподходящий момент или же превратится в очень неудобную привычку (алкоголь, лень, нытье, уход в себя и т.д.) и вы даже не заметите)

    Что вы приобретаете полностью пройдя курс:
    - способность справляться со своими негативными эмоциями и мыслить более рационально (это не значит что эмоции исчезнут, просто будут занимать ваш ум столько сколько им и положено - пару секунд, а не дни-недели-годы)
    - более здоровый взгляд на вещи, мир, людей и т.д.
    - более тонкое понимание себя (лень, страшно, не можете выбрать - в основе этого лежат эмоции)
    - легкость и покой (курс избавляет от лишнего стресса)
    - оздоровление организма в целом (многие болезни от стресса - очень грамотно об этом рассуждает сам Орлов, почитайте на сайте)



    Юрий Михайлович Орлов— создатель теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, доктор психологических наук, кандидат философскихнаук, профессор педагогики, психологии и философии, действительный член международной академии информатизации (МАИ), член президиума Московского Отделения общества психологов, президент Отделения психологии МАИ.

    Список тем, которые прорабатываются в заочном курсе СГМ

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Введение (Как правильно заниматься). Медитативная графика (Целительное рисование).
    Занятие №1. Основные умственные операции. Осознание работы ума.
    Занятие №2. Как размыслить обиду.
    Занятие №3. Размышление чувства вины.
    Занятие №4. Размышление стыда и чувства неполноценности.
    Занятие №5. Размышление зависти и гордости.
    Занятие №6. Размышление гнева и агрессии.
    Занятие №7. Размышление страха.
    Занятие №8. Размышление отвращения.
    Занятие №9. Размышление оскорбления.
    Занятие №10. Управление ненасилием: ненасильственное управление поведением.
    Занятие №11. Управление желаниями.
    Занятие №12. Размышление потребности во власти.
    Занятие №13. Размышление успеха и неудачи, престижа и статуса: о карме и тайне непривязанного труда.
    Занятие №14. Размышление страха потери любви и близких.
    Занятие №15. Размышление ревности.
    Занятие №16. Размышление страха смерти и бессмертии.
    Занятие №17. Самопознание.
    Занятие №18. Самосовершенствование и рост.
    Занятие №19. Восхождение к индивидуальности и обретение свободы.
    Занятие №20. Вера и индивидуальное спасение.

    Внимание!
    В интернете если очень поискать можно найти брошюры и аудиолекции Орлова. Но они не дают понимания как именно работать со своими эмоциями. Именно для этого и нужен этот курс


    Стоимость материалла: 6.500 руб.
    Пересылка 1000 рублей.
    -
    Продающий сайт:
     
    13 пользователям это понравилось.
  2. Последние события

    1. gill_bates
      gill_bates оставил отзыв "Ужасно".
      15 июн 2022
    2. skladchik.com
      Складчина доступна.
      18 дек 2020
    3. skladchik.com
      Альтернативная Реальность хранитель.
      18 дек 2020
    4. skladchik.com
      Складчина закрыта.
      3 июл 2019

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      18 дек 2020
    2. skladchik.com
      Альтернативная Реальность хранитель.
      18 дек 2020
    3. skladchik.com
      Складчина закрыта.
      3 июл 2019
    4. skladchik.com
      Складчина доступна.
      4 май 2017
  3. Отзывы участников

    4.42857/5,
    • 1/5,
      Я не понял как это материал "употреблять". Дядька может и крутой, но материал кучу непонятных файлов в формате МП3 поганого качества.
      15 июн 2022
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      Спасибо большое организатору за проведение! Считаю это одним из крутейших материалов которые приобрел здесь! Лично для себя на данный момент прекращаю покупку любых других курсов по психологии, пока не изучу все интересующие меня темы с Саногенного мышления. Настоящий клад!
      18 янв 2016
      8 пользователям это понравилось.
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      Отлично
      19 сен 2015
      1 человеку нравится это.
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      Прекрасный материал, очень полезный. Большое спасибо организатору!
      26 июл 2015
      3 пользователям это понравилось.
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      Отличныый материал
      16 июл 2015
      4 пользователям это понравилось.
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      Пока отзыв только об Орге. Складчина проведена быстро и качественно. Молодец!

      Материал в проработке.
      15 июл 2015
      5 пользователям это понравилось.
    • 5/5,
      Работой организатора доволен
      С частью материала я знаком по другим книгам и брошюрам Ю.М. Орлова и поэтому уже могу оставить отзыв, что материал БЕСЦЕННЫЙ и уже принес мне много пользы: спорт стал в радость, как и контрастный душ, работа за письменным столом, рутинные дела. Эмоции не мучают как раньше: удается их разбирать на составляющие, но это я еще хорошенько проработаю по данному курсу, который как раз наиболее подробно этому обучает.
      Замечательная организация, очень удобно изучать материал в текстовом pdf! Это же уйма работы организатора! Спасибо!
      14 июл 2015
      27 пользователям это понравилось.
  4. Обсуждение
  5. 17 май 2015
    #2
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Задавал еще вопрос по поводу стоимости книг и брошюр и получил такой ответ.
    Разрешите выразить нашу искреннюю признательность, что вы проявили интерес к системе CаноГенного Мышления (СГМ). Этот новый революционный подход, который называют ещё русским психоанализом, был создан известным учёным-психологом Орловым Юрием Михайловичем.
    Автор руководил кафедрой педагогики и медицинской психологии в Медицинской Академии им. И.М. Сеченова, где в течение 30 лет разрабатывал и совершенствовал свою систему. Рады сообщить вам о нашем сайте —

    , где имеется цикл аудио материалов лекций Ю.М. Орлова, которые он читал в московском Политехническом музее (1998-1999 учебный год). Размещённые на сайте лекции в mp3 формате можно скачать бесплатно или заказать диск с ними, написав нам свой почтовый адрес. Обращаем ваше внимание на рубрику "Ответы на вопросы" на сайте

    в разделе "Главная", слева от фотографий Ю.М. Орлова. Там можно найти много полезной и интересной информации.
    Бестселлер Ю.М. Орлова — книга "Восхождение к индивидуальности" нашим центром ещё не переиздан, несмотря на это познакомиться с этой книгой можно в интернете по адресу —

    или заказать у нас распечатку на лазерном принтере с оригинала.
    Опишем всю ситуацию с книгами и брошюрами Юрия Михайловича, а в конце письма приведём список DVD и СD дисков, которыми мы сейчас располагаем.
    Из переизданных книг есть в наличии только:
    Ю.М. Орлов "Обида. Вина" — 160 руб;
    Ю.М. Орлов "Как беречь любовь" — 160 руб;
    К сожалению, тираж книг "Исцеление философией" (а также "Стыд. Зависть" и "Саногенное (оздоравливающее) мышление" ) уже как несколько месяцев назад закончился. Когда переиздадим, пока точно сказать не можем, надеемся, что в апреле следующего года переиздадим хотя бы одну книгу "Исцеление философией", но мы нашли выход из этого положения и если вам нужны эти книги или одна из них, то мы можем распечатать её из макета на лазерном принтере. Будет стоить дороже (не 160 руб., а 200), хотя качество напечатанного текста будет чётче, чем в книге.
    Также мы можем распечатать на лазерном принтере те редкие брошюры, которые могут помочь глубже разобраться в СГМ (список брошюр дан ниже). Эти брошюры уже не переиздавали с 1997-99гг. Так сказать раритет. Стоимость каждой распечатки — 170 руб. Если заказ будет состоять из 10 и более брошюр, то одна распечатка будет стоить 150 руб.
    Мы рекомендуем ещё одну из центральных книг Юрия Михайловича Орлова — это "Восхождение к индивидуальности" (1991 г.). Мы тоже могли бы её распечатать, правда, она достаточно большая (около 288 стр.), поэтому её распечатка будет стоить 650 руб. И если появится желание прочитать ещё один бестселлер Ю.М. Орлова "Половое развитие и воспитание" (1993 г.), то можем распечатать и её.
    Доставка книг зависит от места вашего проживания. Если вы живёте в Москве, то мы можем доставить выбранные материалы к удобной для вас станции метро (тел. +7 /910/ 442 44 38, 9104424438, 8-910-442-44-38 — Александр, указываем телефон в 3х вариантах, так как бывает, что

    удаляет телефоны из писем. Какой-либо вариант точно пройдёт). Стоимость доставки — 150 руб. В случае, если заказ превышает 1000руб, то доставка — бесплатная. Либо мы можем выслать книги по почте наложенным платежом (к сожалению, в зависимости от расстояния и веса посылки, почтовые расходы иногда перекрывают стоимость книг. Дешевле переслать деньги на наш счёт в Сбербанке, а мы вышлем простой посылкой ваш заказ: экономия при этом варианте будет достаточно большая).

    Мы не распространяем работы Юрия Михайловича Орлова в электронном виде. Только в печатном виде.


    Список брошюр Юрия Михайловича Орлова:
    ------------------------------
    -----------------------------
    1. Философия гипертонической болезни.
    2. Целительное рисование.
    3. Психология принуждения.
    4. Психология ненасилия.
    5. Управление поведением.
    6. Структура и закономерности поведения.
    7. Мотивация поведения.
    8. Зависимость.
    9. Общение.
    10. Философия болезни.
    11. Мышление и речь.
    12. Память.
    13. Эмоциональный стресс и его психологическая структура.
    14. Личность и индивидуальность.
    15. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ): измеряет механизмы
    психической защиты. /Применяется для оценки усвоения
    саногенного мышления./
    /есть ещё CD диск с компьютерной программой когнитивно-эмотивного теста/
    16. Постижение переживаний.
    17. Ощущение и восприятие.
    18. Психодинамика здоровья и болезни.
    19. Принципы и основания психотерапии.
    20. Саногенное мышление (теория и практика). — М, 1998.
    /Материалы конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Ю.М. Орлова
    и 45-летию его научно-педагогической деятельности./
    21. Психология врачевания.
    22. Внимание и воля.
    23. Основания научной риторики.
    24. Предмет педагогики.
    25. Содержание обучения.
    26. Управление обучением.
    27. Принципы обучения.
    28. Методы обучения.
    29. Средства обучения.
    30. Формы обучения.
    31. Эксперимент в педагогике.
    32. Структура прямого народовластия.
    33. Выживание при разводе.
    34. Беседа о "Тайне Мафусаила".
    35. Эмоции и чувства (1994 года издания)
    36. Научение (1997 года издания)
    37. Становление человека.


    Если будут вопросы по заочному курсу саногенного мышления, с удовольствием на них ответим.

    Если Вас не затруднит, сообщите, пожалуйста, как о нас узнали? Если из книг Ю.М. Орлова, то где их приобрели? Заранее огромное спасибо.

    Мы занимаемся переизданием наследия Юрия Михайловича Орлова с 2000 года, уже 10 лет. Я являюсь редактором и составителем переизданных книг и вместе с правоприемницей Орловой Ольгой Юрьевной принимаю непосредственное участие в переиздании наследия Ю.М. Орлова. Президентом Центра по обучению СаноГенному Мышлению является дочь Юрия Михайловича — Орлова Ольга Юрьевна. Я начал изучать СГМ в качестве слушателя у Юрия Михайловича Орлова с 1996 года. Прошёл полный курс СГМ в 1998 году, а издательством мы занимаемся с 2000 года.

    С уважением,
    руководитель методического и издательского отдела
    Центра по обучению СаноГенному Мышлению (ЦСГМ)
    Ребенок Александр
    ------------------------------------------


    P.S. Обращаем Ваше внимание на CD и DVD диски, которыми мы располагаем:

    1) CD диск с СЕМНАДЦАТЬЮ лекциями Юрия Михайловича Орлова в формате mp3
    (продолжительность каждой лекции примерно 1 час 20 мин). Всего: около 25 часов на одном диске (1998-1999 учебный год) — 200 руб.
    Уникальность данного CD диска ещё в том, что на нём представлена в DOC формате очень редкая лекция Ю.М. Орлова от 11 декабря 1996 года "Половое воспитание и самовоспитание".

    2) DVD-диск (видео) с лекцией Ю.М. Орлова "О стыде и комплексе неполноценности" и 11 фрагментов из неё по различной тематике — 150 руб.

    3) СD-диск (аудио CD). Из трёх радио интервью Юрия Михайловича Орлова по Прямому народовластию, данные им для одного из сибирских радиостанций в 1997-1998 годах. 72 минуты. Стоимость: 50 руб.

    4) СD-диск (инфо CD). Программа Когнитивно-Эмотивный тест, созданная Юрием Михайловичем Орловым для оценки степени усвоения саногенного мышления и для определения тех эмоций, которые доминируют у Вас. Стоимость: 50 руб.

    5) DVD-диск (видео). Фрагмент "Прямое народовластие — историческая неизбежность XXI века" и фильм "Тайна" о важности положительного эмоционального состояния для человека — 150 руб.
     
    3 пользователям это понравилось.
  6. 19 май 2015
    #3
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Чьёрт, народу мало собирается. Давайте прорекламируем в других складчинах.
     
    1 человеку нравится это.
  7. 24 май 2015
    #4
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Что из себя представляет курс?
    (В первую очередь это всего лишь 280 страниц текста)
    В Интернете есть множество книжек, статей и записей лекций Юрия Михайловича Орлова (1928-2000гг.) в которых много полезной теории, но практические упражнения собраны именно в платном Курсе.
    От книжек я в восторге - дедушка прямо в сердце смотрит.

    В своих книгах он критикует индуистско-буддийский подход недуманья, и вместо этого предлагает избавляться от негативных мыслей и эмоций путем их "размышления" задавая себе "правильные вопросы", "отвечая" на них и таким образом избавляясь, от того, что причиняет вам беспокойство внутри вашей головы даже в отсутствие видимого раздражителя.

    Предприимчивые ребята на трудах Ю.М. Орлова неплохие деньги зарабатывают организовывая дорогостоящие тренинги.

    (ахтунг звук!)

    Есть ли желающий организовать? Желательно из Москвы или Питера, тогда тысяча за доставку достанется вам.

    Понравился отрывок из книги "Восхождние к индивидуальности " 1987 г.

    Самосовершенствование неразрывно связано с процессом самоопределения. Чем сильнее развиваются способности вообще, тем определеннее проявляются мои индивидуальные способности. Тот, кто делает самого себя, постепенно отчетливее воспринимает свое будущее, и соответственно для него проблема выбора профессии решается сама собой, как бы автоматически. А кто живет только удовольствиями сегодняшнего дня и не изучает самого себя с целью стать лучше, для того проблема самоопределения в жизни становится почти неразрешимой. Он боится, что, выбрав профессию, ошибется; вступая в брак, он полон сомнений: «А не ошибся ли я? Буду ли я счастлив?» Есть люди, которые всю жизнь, как им кажется, делают не то, что им следовало бы делать, занимаются не тем, чем хотят, дружат не с теми, с которыми, как они думают, следовало бы дружить, и даже погода на сегодняшний день у них не такая, как бы им хотелось. Это происходит не от того, что у них плохая судьба или плохие родители, а от того, что они отказались от работы над самими собой по самоопределению, самосовершенствованию. Это происходит от того, что им кажется, что самосовершенствование и самоопределение— это занятия, угодные родителям, учителям, «начальству», а не им.
    Если смотреть на самосовершенствование под этим углом зрения, то мы увидим, что оно со-стоит в том, чтобы быть довольным, удовлетворенным тем, что мы имеем, и тем, что мы дела-ем здесь и теперь. А как же быть со стремлением к успеху, к достижению положения в обществе, повышению престижа и со многим другим, ради чего мы развиваем кипучую деятельность? Ведь источником этой деятельности является наше недовольство тем, что мы имеем: положением, престижем, статусом. Если мы будем довольны тем, что есть и что мы имеем, то прекратится импульс к активности и наступит застой, оцепенение, потеряется смысл жизни! Так думает большинство тех, кто оказывает влияние на обыденное сознание через средства массовой коммуникации, относясь к человеку как к существу, которое может побуждаться к делу, к любому проявлению активности лишь недовольством, страхом, страданием, с тем чтобы изба-виться от них. Они по-своему правы, так как стоит перестать бичевать изнуренного принуждением раба, как он немедленно впадает в сон, спячку. Исчезнет ли, прекратится ли всякий им-пульс к активности, если перестать его бичевать недовольством?
    Конечно, прекратится! Но не всякий импульс, а импульс защитный, импульс бегства от недовольства, чувства неполноценности, неудовлетворенности. Прекратится именно защитный им-пульс, который побуждает нас к активности, угрожая страданием неудовлетворенности, скуки, чувства неполноценности. Импульс, являющийся порождением нашей внутренней и постоянно действующей несвободы! И он достаточно силен, его легко обнаружить. Уединитесь в своей комнате и сядьте в удобную позу с намерением предаться созерцанию. Вы обнаружите, что это очень трудно сделать, так как вас начнут одолевать мысли о несделанном, о том, что вы зря проводите время; начнется беспокойство, которое даже может превратиться в зуд или неудобство, которое завершится непроизвольным импульсом прекратить неподвижность. Вы находите повод, чтобы прекратить созерцание, отложить его на следующий день, когда вы будете, по вашему мнению, более свободны для такого занятия. Именно этот импульс и является проявлением вашей глубокой несвободы и склонности действовать не спонтанно, изнутри, а под пинками внешней необходимости! (11:)
    Именно этот импульс будет устранен в результате самосовершенствования, создающего в вас базовое чувство довольства и удовлетворенности здесь и теперь.
    А как же насчет активности? Дело в том, что с прекращением недовольства и неудовлетворенности жизнь не прекращается, а входит в фазу подлинной, истинной жизни, которая будет порождать импульсы к действию ради самого действия и удовлетворения ради самого удовлетворения, а не избавления от страдания неудовлетворенности.
    Процесс самосовершенствования представляет собой самовоспитание. Нам часто не нравится слово «самовоспитание», так как оно имеет своим корнем слово «воспитание», которое под-час воспринимается как процесс, в котором над нами совершают грубое или утонченное насилие, вызывая, например, стыд или чувство вины, а чаще всего — зависть или состояние лишения. Мы не хотим, чтобы нас заставляли что-либо делать. Нам лучше, если мы сами хотим это делать.
    Однако самосовершенствование и есть самовоспитание. Поэтому читатель должен принять то, что эта книга по самовоспитанию. Но чтобы себя воспитывать, надо знать самого себя.
     
    7 пользователям это понравилось.
  8. 26 май 2015
    #5
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Вот список тем платного практического курса СГМ
    Том 1. 52 страницы
    1. Введение. Медитативная графика. Основные умственные операции
    (Методические указания к изучению СГМ)

    Том 2. 28 страниц
    2. Размышление об обиде
    3. Размышление о чувстве вины

    Том 3. 43 страницы
    4. О стыде и чувстве неполноценности
    5. О зависти и гордости
    6. Размышление о гневе

    Том 4. 31 страница
    7. Размышление страха
    8. ОТВРАЩЕНИЕ
    9. ОСКОРБЛЕНИЕ

    Том 5. 26 страниц
    10. Н Е Н А С И Л И Е
    11. РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЯМИ
    12. О ЖЕЛАНИИ ВЛАСТИ

    Том 6. 35 страниц
    13. ОБ УСПЕХЕ И НЕУДАЧЕ, ПРЕСТИЖЕ И СТАТУСЕ
    14. О страхе потери любви
    15. РАЗМЫШЛЕНИЕ О РЕВНОСТИ

    Том 7. 36 страниц
    16. О СТРАХЕ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ
    17. САМОПОЗНАНИЕ
    18. Самосовершенствование и рост

    Том 8. 28 страниц
    19. О восхождении к индивидуальности и свободе
    20. Вера и индивидуальное спасение
    ======

    К каждой теме подобраны письменные упражнения позволяющие размыслить каждую конкретную эмоцию, а не загонять ее в глубь подсознания путем попыток не думать о ней.
     
    4 пользователям это понравилось.
  9. 28 май 2015
    #6
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Еще один интересный отрывок из книги "Восхождение к индивидальности"

    Самовоспитание как «расширение» сознания:

    Сам по себе термин «расширение» сознания обозначает не что иное, как включение в область осознанного все большего количества жизненных функций человека, его привычек и психических состояний. Когда человек сконцентрирован только на одном, поглощен ситуацией, обстоятельствами, в которых он находится, то его сознание суживается до уровня этих обстоятельств и частных целей, к которым он стремится. При изменении обстоятельств он оказывается беспомощным, так как не может взглянуть на то, что его поглощает, с иной, более высокой точки зрения, с точки зрения других возможностей своего бытия. Так, ребенок, у которого отобрали единственную игрушку, горюет и кричит, как будто у него рушится весь мир, так как в данный момент все его сознание сконцентрировано на процессе игры и он не может переключиться. Точно так же он плачет и горюет оттого, что его отвели в детский сад и он должен расстаться с мамой. Он страдает так, что кажется, будто навечно потерял свою маму. Его страдания являются не детским капризом, а результатом узости сознания, которое не может «расшириться до вечера», когда мама опять за ним придет. Он горюет так, как будто его разлучают навечно. Эта способность распространять свое сознание на будущее возникает позднее, с созреванием и приобретением общественного опыта.

    Пример узости сознания ребенка вовсе не означает, что взрослые лишены этого. Когда студент получает «неудовлетворительно», когда влюбленный узнает, что он нелюбим, или начальник узнает, что он уже не начальник, то их последующее поведение будет зависеть от того, в какой степени их сознание реально включает в себя и другие контексты жизни. Ромео и Джульетта были молоды и незрелы, их сознание было полностью поглощено друг другом. И когда одного из них не стало, для другого жизнь потеряла всякий смысл. Способность человека быть твердым перед испытаниями судьбы состоит в том, что он может взглянуть на свои проблемы с более широких и высоких позиций, может взять под контроль сознания работу своих переживаний, какими бы они ни были.

    Однако людям нравится сужение сознания до пределов отдельной страсти, если они считают эту страсть ценной, например любовь, отмщение за оскорбление, насилие в пользу дела. Сужение сознания, с одной стороны, увеличивает количество энергии, которое освобождается в поведении, регулируемом этим суженным сознанием, а с другой стороны — делает поведение человека более предсказуемым. Поэтому мы всегда удовлетворены тем, что сознание другого человека сузилось до пределов ценной страсти. Но мы при этом забываем, что суженное сознание, связанное с отрицательной страстью или со страстью, приводящей к конфликту, делает этого человека несчастным и ведет к гибели. Если бы кто-то помог расширить сознание Ромео и Джульетте или Отелло, то он лишил бы Шекспира того материала, на котором он создал свои трагедии. Расширение сознания делает человека более зрелым и способным в большей степени управлять своими психическими силами.

    В каких направлениях происходит расширение сознания? Когда говорят о человеке, что он владеет собой, это свидетельствует о том, что большая часть функций его Я подчинена его сознанию. Сила сознания проявляется в силе воли человека. Если я могу управлять образами, которые возникают в моих представлениях, то это свидетельствует о том, что мое мышление подчинено сознанию. Мы уже узнали, что контроль над движением образов является необходимым условием контроля и управления нашими потребностями. А это значит, что, осознав строение и проявления моих потребностей, я расширяю свое сознание, распространяю его власть на область потребностно-мотивационной сферы своей личности. Поэтому расширение самосознания всегда есть усиление нашей воли и внутренней самодисциплины. То же, что остается вне поля зрения сознания, является проявлением функций бессознательного «человека привычки». Поэтому, осознав то, как устроен мой конфликт с близкими, я могу принять правильное решение к его прекращению. Если передо мной стоят неодолимые препятствия, то сознанием того, что при этом происходит, я могу ослабить страдание, вызванное фрустрацией (как называют психологи психическое состояние, возникающее вследствие появления неодолимых препятствий на пути удовлетворения наших фундаментальных потребностей). Поняв природу кризиса, в котором я оказался, я найду средства его преодолеть или в крайнем случае относительно безболезненно его переждать.

    Иногда можно слышать, что чем меньше знаешь, тем спокойнее, безопаснее, а многознание якобы увеличивает наши страдания. На этом принципе построен такой механизм психологической защиты Я, как вытеснение. Действительно, страус, погружая голову в песок, некоторое время может чувствовать себя спокойнее, но лишь до того момента, пока опасность не отыщет его и не извлечет на поверхность неприглядной реальности. Знание всегда дает больше, чем незнание. Но использование знаний зависит от человека и его обстоятельств. Если знание преждевременно, если к его восприятию человек духовно не готов, если уровень его эмоциональной, социальной и духовной зрелости не соответствует этому знанию, то может наступить кризис или несчастье. Некто, находящийся во власти ревнивых образов, не в состоянии нормально перенести знание о том, что его жена любит еще кого-то кроме него. Культурные стереотипы «любить можно только одного», «если она любит другого, то меня не любит» программируют эмоции ревности, чувства неполноценности, обиды, зависти, ненависти, которые, действуя автоматически, способствуют разрушению отношений и гибели любви. Это происходит потому, что сознание не может расшириться далее этих стереотипов, не контролирует эмоции, не может дойти до понимания простой истины, что способность к любви кроется в этой женщине, а не в объекте любви, и что она не обязана его любить по положению жены. Иногда родители не в состоянии нормально перенести информацию о том, что их дети обладают индивидуальностью и не соответствуют их ожиданиям. Это знание порождает в родителях внутренний конфликт, который чаще всего выливается в стремление агрессивного, насильственного подавления индивидуальности ребенка, сына или дочери. Информация о наличии плохой черты в любимом человеке у незрелого, духовно неразвитого индивидуума всегда порождает боль, страдание и соответственно враждебные, разъединяющие чувства, стремление насильственно устранить порок.
     
    7 пользователям это понравилось.
  10. 29 май 2015
    #7
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Как вы считаете, стоит ли в дальнейшем произвести складчину на ВСЕ материалы Юрия Михайловича Орлова?
    (большинство книг можно найти в интернете, если хорошо поискать, но так найти можно не все)
     
    5 пользователям это понравилось.
  11. 29 май 2015
    #8
    Linch
    Linch ЧКЧлен клуба
    Я считаю, что нужно сначала найти организатора, собрать деньги и организовать складчину) А дальше видно будет
     
    2 пользователям это понравилось.
  12. 30 май 2015
    #9
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Как устроена обида?

    Если тебя лягнет осел, то, надеюсь, ты на него не обидишься. Если на тебя нападет тот, кого ты не знаешь, то, наверное, на него тоже не будешь обижаться, а испугаешься, побежишь или вступишь в борьбу. Но если ты увидишь, что твой друг пренебрегает твоими интересами или тот, кого ты любишь, ведет себя с тобой совсем иначе, чем ты ожидаешь, то возникает неприятное чувство, которое мы называем обидой.

    Следовательно, эмоция возникает из столкновения моей модели, которую я набросил на реальность, в данном случае на поведение другого, с реальным поведением этого другого. Притом необходимо, чтобы этот другой был для меня значим, а может быть любим. Пусть это будет друг, возлюбленная, жена, близкий человек. Каждая из этих категорий людей вызывает во мне некоторые ожидания, как они должны вести себя в соответствии со своими ролями по отношению ко мне. Мы выделим здесь по крайней мере три элемента:

    а) мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня; как он должен себя вести, если он является моим другом. Представления об этом складываются в опыте общения;

    б) поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону; например, я ожидаю, что мой сын должен быть заботливым и вовремя сходить за хлебом, а он уткнулся в книгу и забыл сделать это;

    в) наша эмоциональная реакция, вызванная несоответствием наших ожиданий и поведения другого.

    Если мы воспроизведем обстоятельства обиды в своей памяти, то всегда можем выделить эти три элемента. Мы выделяем эти три элемента, но остается открытым вопрос: почему же мы все-таки обижаемся? Да просто потому, что считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, отрицаем его право на самостоятельное действие. Стоит подумать, почему он не сделал то, что я ожидал, как мы увидим, что у него было нечто такое, что исключало возможность поведения, соответствующего нашим ожиданиям. Когда дело касается осла, то мы знаем, что это животное лягающееся, что оно может лягнуть в любое время, и оно нами не рассматривается как запрограммированное нашими ожиданиями. Мы его признаем за самостоятельное существо, не зависящее от нас. А вот своих близких мы не признаем таковыми и от этого на них обижаемся. Значит, из стремления запрограммировать другого и проистекает обида. А если бы мы его признали самостоятельным существом, которое само определяет свое поведение, то у нас не было бы оснований обижаться на него. Да мы на него и не обижались бы. Ведь мы не обижаемся на погоду за то, что она вдруг испортилась и расстроила все наши планы! Мы признаем природу независимой от наших ожиданий. А если бы мы считали, что она должна соответствовать нашим ожиданиям, то обижались бы на нее. Ведь не зря персидский царь Ксеркс обиделся на Босфор, который неожиданно разбушевался, расстроив переправу, и приказал наказать пролив плетьми. Он считал, что природа должна ему благоволить, так как он царь.

    Но откуда берется эта установка на то, что другой человек зависит от нас? Почему мы обижаемся именно на тех, кого любим?

    Это неукротимое стремление программировать поведение другого и эмоциональная реакция на неудачу происходят из детства. Когда ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины. Ребенок обиделся, плачет, и родители, поскольку они его любят, испытывают вину, которая стимулируется внешними признаками обиды, которые нетрудно прочитать на лице ребенка. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку. Обидчивость ребенка необходима для нормального развития родителей. Мы привыкли думать о том, что воспитываем детей, но не замечаем, как они нас воспитывают, наказывая нас чувством вины за каждую оплошность. На стадии детства это оправдано: ребенок помогает духовному созреванию родителей, т. е. превращает их из мужа и жены в папу и маму, вырабатывая у них с помощью своей обиды определенные черты поведения, необходимые для нормального развития подрастающего человека. Это необходимо для формирования его личности.

    Но с того момента как личность ребенка сформировалась, необходимость в такого рода подпорках для созидания здания личности отпадает. Ведь после того как дом построен, леса только мешают жить. Точно так же наша обидчивость это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом. Посмотрите на свое выражение лица, когда вы обижены. Ведь оно становится детским и по-детски злым!
     
    9 пользователям это понравилось.
  13. 31 май 2015
    #10
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Цели самосовершенствования

    Познание самого себя нужно не для удовлетворения любознательности или получения удовольствия от познания. В познании самого себя, как понял читатель, нет ничего приятного. Оттого что вы осознаете, каковы ваши защитные механизмы, например оправдание своего агрессивного поведения к жене, вызванного чувством вины перед ней, как действий, направленных на воспитание в ней добропорядочности или кротости, или действий, которые имеют смысл «устранения в ней недостатков», как заявил мне один пациент,— оттого что вы это узнаете, вряд ли вам это будет приятно.

    Однако эта горечь окажется целительной в том случае, если вы склонны работать над собой в направлении познания механизмов психической защиты с целью их устранения. Следовательно, познание себя имеет целительную горечь и приобретает смысл только в контексте того, с какими целями вы познаете самого себя и как будете использовать это знание. Единственный путь движения самопознания, которое может скрасить шок, неприятность от открытий, — это самосовершенствование.

    Любое дело может быть эффективным только тогда, когда точно определены его цели, т.е. результаты, к которым необходимо стремиться, а также имеются необходимые средства и знания. Каковы могут быть цели самосовершенствования и самоопределения?

    Я изучал, какими хотят быть подростки и юноши. В общем можно констатировать почти полное незнание ими подлинных целей самосовершенствования и замену их частными и незначительными целями. Один хочет победить всех в беге на сто метров, другой — развить память, третий — научиться управлять самолетом и поступить в летное училище, четвертый решил тренироваться в боксе, чтобы побить обидчика, который его однажды унизил. Многие считают, что целью жизни является не самосовершенствование, а как можно лучшее определение в ней, хорошая специальность и заработок, выбор красивой жены или хорошего мужа, обладание вещами и многое другое. Выбор этих целей прост, так как они навязываются всем образом жизни и средствами массовой коммуникации. Чтобы остановиться на этих пунктах самопроектирования в будущее, не требуется ни ума, ни решимости. Однако меня поразило другое: почти никто из моих собеседников не задавался целью выработки личных качеств, необходимых для достижения указанных целей.

    В самом деле, что необходимо, чтобы быстрее всех пробежать стометровку? Ведь для этого юноша должен выработать черты, необходимые для любой другой деятельности: силу воли, постоянство в тренировках, режим дня, уверенность в успехе, способность противостоять искушениям к праздному времяпровождению, контроль своих потребностей и влечений, искусство поддерживать хорошие отношения с учителями, товарищами, владение собой в критических ситуациях и многое другое. Значит, для достижения указанной цели необходимо достижение многих частных целей, далеко не полный перечень которых я привел. Но если внимательно присмотреться к этим частным целям, то увидим, что достижение их может обеспечить не только лучшее время в беге на сто метров, но и реализацию многих других жизненных целей, таких, как поступить в летное училище, научиться хорошо летать на самолете, стать хорошим боксером, овладеть хорошей профессией, зарабатывать достаточно много денег, построить семью и сохранить любовь, быть привлекательной личностью. Кроме того, узкая цель — лучше всех пробежать сто метров — может потерять свою привлекательность, так как со временем может уменьшиться интерес к бегу. А если случится травма, делающая невозможной карьеру бегуна? Когда человек превратился в придаток своей способности к бегу и его сознание полностью поглощено этим, то неудача начинает переживаться как крушение надежд, как кризис. Смысл этого кризиса состоит в том, что он должен этого человека научить той простой истине, что каждый, ставящий задачу самосовершенствования, должен определять свои цели так, чтобы они в любом случае, при любых стечениях случайных обстоятельств обеспечили ему успех. Такими целями являются не частные, производные цели вроде упомянутых, а общие цели, которые должны способствовать развитию индивидуальности. Если же эти цели будут достигнуты, то мы можем достичь и любых частных и одновременно жизненно важных целей. Поэтому постановка целей самосовершенствования с последующим самоопределением в жизни — задача непростая.

    Каким я хочу видеть себя? Вот вопрос, на который нужно ответить после того, как мы познакомились с самим собой. Первое, над чем следует задуматься,— это гармония наших черт.

    Если одна черта развита чрезмерно, а другая только в зачаточном состоянии, то обе они нуждаются в коррекции, исправлении. Еще Аристотель писал, что добродетель состоит в соблюдении золотой середины. Например, серединой между безрассудной смелостью и трусостью может быть только мужество, сочетающее в себе и осмотрительность трусости, и энергию отваги. Каждая черта носит полярный характер: уверенность — неуверенность, чувствительность — толстокожесть, общительность — замкнутость, педантизм — неорганизованность, экстраверсия — интроверсия и т.д. Любая из них, получив чрезмерное развитие, приводит к деформации характера и дезорганизует поведение. Лица сверхточные теряют способность к нормальной работе и учебе, так как стремление довести свое дело до полной точности истощает их силы, а если попадается такая жизненная задача, которую совершенно невозможно точно решить, то она для них оказывается роковой, так как после столкновения с нею они заболевают неврозом. Решительность часто приводит к преждевременным и необоснованным решениям, а нерешительность, наоборот, ведет к неудаче вследствие чрезмерных колебаний в принятии решения. Чрезмерная общительность дает нам тип человека, который в общении с каждым хочет произвести впечатление, не в состоянии уединиться и подумать над своими делами; замкнутый же не может включиться в совместную деятельность и использовать возможности кооперации, получить помощь или оказать ее другим. Склонность к чистоте в своей чрезмерности вырабатывает сверхбрезгливость, в результате которой человек теряет способность не только нормально питаться и жить, но и общаться.

    Способность испытывать чувство вины является нормальным явлением для человека. Эта эмоция избавляет каждого из нас от искушения обижать своих близких. И это нормально, если данная способность не развита чрезмерно. Один из моих пациентов постоянно чувствовал себя виноватым, особенно перед матерью. Это чувство его не оставляло даже после ее смерти, и он тратил огромные усилия для ослабления чувства вины: все свои средства тратил на сооружение дорогого памятника на ее могиле. Но это чувство его не отпускало даже после того, как этот памятник был сооружен. Ритуалы, связанные с уходом за памятником, давали только временное облегчение. Не касаясь причин этого навязчивого чувства вины, мы можем сказать, что подобная чрезмерная эмоция делала невозможным достижение не только гармонии черт, но и какого-либо сносного согласия с самим собой. Аналогичные ситуации имеют место, если какая-либо другая эмоция получает чрезмерное развитие, например стыд, обида, отвращение или зависть. Я мог бы увеличить число примеров из моего опыта консультирования, показывающих, что достижение гармонии черт или согласия с самим собой составляет одну из важнейших и жизненно необходимых целей самосовершенствования.

    Достижение согласия с самим собой как цель самовоспитания

    Когда мы говорили о таких эмоциях, как стыд или чувство неполноценности, зависть или тщеславие, то обращали внимание читателя на то, что эти эмоции происходят вследствие автоматических операций ума, в процессе которых осуществляется сличение информации о том, каков я здесь и теперь, с тем, каким я должен быть согласно моей Я-концепции. При рассогласовании возникают эмоции, которые, с одной стороны, способствуют более эффективному приспособлению к социальному окружению, ведут к более глубокому самопознанию. Но с другой стороны, при чрезмерном развитии, они приводят к чувству внутренней рассогласованности, разорванности души, не только причиняют страдание, но порождают различные компенсаторные действия, нарушающие гармонию и удовлетворенность жизнью.

    Достижение согласия с самим собой может быть получено путем выработки способности исполнять важный и существенный акт нашей души, который может быть назван принятием самого себя таким, каков я есть. Это принятие становится возможным только путем выработки двух способностей: терпимости к рассогласованию, что достигается в результате осознания этого внутреннего конфликта, и изменением представлений о самом себе, т.е. подлинной коррекцией черт Я-концепции, что представляет очень трудную задачу для самосовершенствования. Если я испытываю чувство вины перед матерью даже при сознании того, что я ее не обижаю, или если эта вина намного превосходит обычную нормальную реакцию на ее недовольство или обиду, если я вдруг начинаю стыдиться того, что мой рост на десять сантиметров меньше, чем принято для героя вестерна, то передо мной стоит задача самопознания и самосовершенствования, никак не связанная с какими-то действиями, направленными вовне, например на мою мать или на применение операций, удлиняющих кости ног, или другие способы самоутверждения. Эта задача внутренняя, и внешними путями ее не решить. По-видимому, самосовершенствование в этом случае будет состоять в выработке нового мышления о себе и восприятия самого себя.

    Достижение гармонии с окружением

    Наше окружение — это другие люди, а также природная и вещественная среда. С вещественными и природными условиями мы достигаем согласия путем их изменения в нужном направлении. Это проблема технологии и экологии. Но было бы неверным подгонять полностью среду под самих себя. Автомобиль помогает быстро двигаться, но его скорость не избавляет нас от спешки и суетливости. Мы овладеваем большим пространством, но количество проблем не уменьшается, а скорее возрастает под влиянием гипокинезии и роста внутреннего напряжения от скорости. Недостающие вещи приобретаются и заполняют пространство жилья, вызывая дополнительную заботу. Показателем привязанности к вещам является не количество предметов в комнате, а сила мыслей, «привязанных» к этим предметам. Приобретение свободы и согласия с природным и вещным окружением может быть достигнуто лишь путем изменения нашего отношения к этому окружению. Этого достичь трудно, так как вещи насыщены энергией труда, который воплощен в них, и приобрели дополнительную валентность в нашей психике. Поэтому отношение к вещам, приобретенным или созданным нами самими, определяется нашей способностью быть свободными от плодов своего труда, практиковать непривязанный труд. Для этого нужно научиться здоровому мышлению, лежащему в основе этой способности. Какая же может быть свобода от вещей, если, потеряв или сломав свой велосипед, я буду думать о том, сколько времени мне нужно работать в своем учреждении или мастерской, чтобы заработать деньги для компенсации нанесенного ущерба, хотя на моем счету имеется достаточная сумма сбережений? И если эти мысли будут приводить меня в раздражение или даже в ярость? Это нездоровое мышление превратит мою жизнь в последовательность больших и малых неприятностей, так как мое вещественное окружение нестабильно и вещи ломаются, теряются, нуждаются в уходе и ремонте.

    Важной задачей самосовершенствования является достижение гармонии с окружающими меня близкими. Этому мешают неконтролируемые эмоции. Мое согласие с близкими может нарушаться, например, в результате зависти, невнимания окружающих. Как же быть, если они не замечают своих поступков, ограничивающих мою свободу или ущемляющих мое достоинство, или умаляют мои достижения, престиж, нуждаются в помощи в самый неподходящий для меня момент, наносят ущерб моим сбережениям в обмен на сохранение моего чувства достоинства или проявляют полное безразличие к общим интересам, которым я придаю значение? Можно привести бесчисленное множество этих «если», которые порождают эмоциональные барьеры и уничтожают согласие с другими с помощью неприятных эмоций, возникающих при этом. Следовательно, самосовершенствование для меня будет состоять в том, чтобы контролировать эти эмоции, т.е. осознать те умственные операции, в результате которых они возникают. Эти операции должны быть осознаваемы так же отчетливо, как я осознаю операции, из которых складывается мое внешнее поведение, полностью контролируемое мною, когда, например, бреюсь или делаю гимнастические упражнения. Если я полностью контролирую умственную операцию сравнения себя с другими, т.е. могу совершать этот акт или не совершать, а если совершаю, то отстраняюсь от него, то это мне обеспечит свободу от зависти. Но для этого я должен научиться отделять от моего Я содержание умственной активности, что входит в овладение здоровым мышлением. Однако для этого придется приобрести навыки контроля привычек, устранения нежелательных действий, ставших автоматическими.
     
    6 пользователям это понравилось.
  14. 31 май 2015
    #11
    netv2014
    netv2014 БанЗабанен
    Материал классный. Записываюсь.
     
    2 пользователям это понравилось.
  15. 7 июн 2015
    #12
    nevrolog
    nevrolog ДолжникДолжник
    чем больше читаю выдержки под спойлерами,тем более убеждаюсь в интересности материала!
    procyon22 - браво! и спасибо за то что открыли такую информацию!
     
    7 пользователям это понравилось.
  16. 8 июн 2015
    #13
    Mihael20
    Mihael20 ЧКЧлен клуба
    ты кидал инфо в ветку где ведется поиск организатора ?
     
    1 человеку нравится это.
  17. 8 июн 2015
    #14
    prostoSaymon
    prostoSaymon ЧКЧлен клуба
    ... хочу ВСЁ это...:)
    ПОЛНОСТЬЮ!:)
     
    3 пользователям это понравилось.
  18. 11 июн 2015
    #15
    LDY55
    LDY55 ДолжникДолжник
    Вот отрывок из курс, брошюра по медитативной графике
    Скрытая ссылка
     
    2 пользователям это понравилось.
  19. 13 июн 2015
    #16
    Kilima
    Kilima ДолжникДолжник
    Такой ценный материал, практический! Хотелось бы все, что предложили на сайте!!!
     
    3 пользователям это понравилось.
  20. 14 июн 2015
    #17
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Раз ранее не провели складчину на все материалы, то возможно материала Платного Курса СГМ достаточно и без прочих книг и брошюр... Так ли это скоро узнаем, как только появится орг со сканнером или фотоаппаратом.
     
  21. 14 июн 2015
    #18
    Tnova
    Tnova ЧКЧлен клуба
    Хотелось бы узнать это книги, вебинары как именно происходит обучение с этим материалом? Благодарю
     
    2 пользователям это понравилось.
  22. 15 июн 2015
    #19
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Это книга на 280 стр и к ней идет небольшая брошюра для тестирования себя "Когнитивно-эмоциональный тест".
    А так же в пакете покупки присутствуют аудиолекции Орлова, многие из которых можно найти в сети.
    Обучение происходит путем выполнения письменных упражнений по размысливанию своих прошлых и текущих ситуаций, которые вызывают эмоции вины, стыда, обиды и т.д.
    Таким образом приобретается "иммунитет" от того, чтобы в дальнейшем эти эмоции отравляли жизнь и управляли вашим поведением.
     
    4 пользователям это понравилось.
  23. 17 июн 2015
    #20
    procyon22
    procyon22 ЧКЧлен клуба
    Отрывки из книги Орлова "Восхождение к индивидуальности".

    Учусь управлять своим воображением
    «Когда я не занята делом, мне становится плохо. Я страдаю от скуки, в голову приходят различные мысли, воспоминания, и мне трудно с ними справиться.
    Чаще всего эти мысли неприятны, и если я начинаю их обдумывать, то мне становится совсем плохо. Поэтому я обязательно чем-нибудь занята, — говорит женщина, обратившаяся ко мне по поводу ее навязчивого стремления постоянно наводить порядок и чистоту в доме. — Я просто не могу сидеть без дела, — сказала она, — подруги завидуют моей работоспособности, но если бы они знали, как мне плохо, они бы мне не завидовали», — добавила она после некоторой паузы.
    Этот случай — пример того, что в состоянии покоя, когда мысль не сосредоточена на какой-либо хотя бы пустячной цели, воображение включается непроизвольно и тем самым начинает вызывать неприятные переживания, актуализирующиеся под влиянием спонтанно возникающих образов. Нечто похожее мы можем наблюдать на себе: вдруг всплывает ситуация, в которой я был обижен, или претерпел неудачу, или мне было стыдно, и невольно снова переживаются те же чувства, которые были в прошлом, когда эти события происходили. Однако чаще всего возникают приятные переживания; в этом случае мы не огорчаемся, так как получаем удовольствие от них. Мечтаем. Но, оказывается, в этом нет ничего хорошего. Привыкнув к непроизвольному течению воображения для переживания приятного, мы привыкаем и к тому, чтобы не управлять своим воображением, а следовать за ним. Поэтому мы и не гарантированы от того, что при такой расслабленности нашего ума в сознании могут спонтанно возникать и «плохие» образы...
    Как я учился бегать
    Вы помните, выше я рассказывал о моем знакомом, который потерял охоту к бегу после соревнований на уроках физкультуры. Похожая история была и со мной.
    Кроме того, я с детства был неповоротлив и толст, а наш учитель физкультуры был беспощаден к слабости и признавал только тех, кто сможет быть первым, поделив всех нас на перспективных и бесперспективных. После этого я уже помню себя как человека не бегающего. Теперь-то я знаю подлинные причины этого: идея бега была крепко связана с отвратительными органическими переживаниями, само ожидание повторения которых превращало бег в наказание. Я несколько раз брался тренироваться, но меня одолевали отвращение и страх. Думаю, тот факт, что некоторые люди не хотят бегать, обусловлен психологическими факторами. У каждого из них в свое время был свой физкультурник, который сформировал это отвращение. Это отношение к бегу, естесnвенно, не способствовало улучшению здоровья и снижению веса.
    Когда я приступил к изучению психологии, то стало ясно, что у меня имеется эмоциональный барьер к активному движению. Мне удалось найти повторяющиеся ситуации, которые привели к нему. Одну из них я описал. Как прорваться через этот барьер? Я познакомлю читателя с тем, как научился бегать в полное свое удовольствие. Я пришел к следующим выводам: 1. Цель бега должна состоять в самом беге, а не во внешних целях, таких, как скорость, техника, длительность; сосредоточение внимания на внешних результатах приводит к потере наслаждения от самого бега как естественного вида активности.
    Если внимание сконцентрировано на движении, ритмичном напряжении и расслаблении мышц, то они сами по себе являются источником удовольствия. Я впоследствии узнал, что первичным источником удовольствия являются ритмичные движения, которые, например, в ребенке проявляются в акте сосания; наслаждение возникает и когда ребенок является объектом прикосновения, давления и поглаживания.
    Если внимание сконцентрировано на движении, то это движение способствует генерированию удовольствия. Если же внимание сконцентрировано не на движении, а на чем-то внешнем (скорости, способе исполнения, цели вне бега — кого-то перегнать, от кого-то не отстать, успеть), то такое движение не может генерировать удовольствие, так как внимание сконцентрировано не на движении, а на его последствиях, на символах. Но почему же человек испытывает радость от успешного достижения цели, например если ему удалось на дистанции сократить время? Да, это удовольствие имеет место. Но оно является удовольствием не от движения, а от удовлетворения потребности в достижениях, от самоутверждения, от победы над другим, над самим собой. Все эти удовольствия являются не первичными, а вторичными, возникшими вследствие научения. В обучении себя бегу нужно стремиться получать первичное удовольствие от гармоничной естественной работы мышц. Нужно приучить себя "вспомнить, как это приятно".
    Поняв это, я сразу же отказался от всех беговых символов: формы, скорости, длительности, чувства гордости за результаты. Обнаружилось, что даже имитация беговых движений около рабочего стола (бег на месте) с полным сосредоточением на ощущениях от движения своего тела, особенно после длительного сидения, оказалась сразу же приятной. Это удовольствие свежести усилилось после того, как я впервые испытал очищающее потоотделение в результате примерно 10 минут такого бега. Сейчас это было просто приятно.
    При дальнейшем ощущении усталости и неудобства я замедлял бег. На улице занимался ходьбой с полным сосредоточением на собственных ощущениях.
    Спустя примерно неделю у меня прошли некоторые неприятные ощущения от непривычной работы мышц, и я испытал глубокое удовлетворение, узнав, что эта боль была вызвана включением в мышцах ранее не работавших капилляров.
    Я не считал каждый раз время бега, но в определенный период заметил, что мне не хочется его прекращать. Потом мне стало тесно дома, и я пошел в лес и на лесной тропинке на краю прекрасной поляны бегал примерно так же, как и дома, В некоторых случаях погружение в самого себя было настолько полным, что происходило отключение от окружения и полное наслаждение движением. Тогда я понял, что целью бега надо сделать мышечную радость.
    Бег я стал совмещать с другими удовольствиями, в частности с общением. Я познакомил с идеями обучения себя бегу своих товарищей, и мы имели много радостей от общения молча во время бега. Однако при этом скорость бега определялась членом коллектива, бежавшим медленнее всех, и была договоренность никого не обгонять. Все члены нашего коллектива влюбились в бег! Они каждое свободное время стремились использовать для бега. Лидьярд, новозеландский тренер, был великим человеком, который впервые в истории обучения бегу дал человеку внутреннюю свободу в беге тем, что установил правило: "равняемся на того, кто бежит медленнее всех" — и тем самым на время бега освободил человека от давления культуры, которая ориентирована на то, чтобы "быть первым, быстрее всех, лучше всех". После этого бег трусцой распространился по всему миру, так как немедленно приобрел психотерапевтическое значение. Он применил ненасильственную парадигму и принцип усилия на грани приятного, что сделало для его учеников занятие бегом приятным и творческим.
    Я заметил, что начинающие бегать ради здоровья вынуждены постепенно принуждать себя к бегу ради того, чтобы избавиться от болезней. Несмотря на привычку бегать и даже на успехи в этом, они все равно вынуждены принуждать себя, так как бег для них не выступает как самоцель, направленная на наслаждение мышечной радостью. Начать заниматься бегом нужно не потому, что вы чувствуете себя плохо или нужно избавиться от лишнего веса, а ради увеличения общей суммы радостей от жизни. Если вы вступаете в общение, то хотите им насладиться. Если же вы включились в общение ради какой-то другой цели, например вовлечь человека в какое-либо мероприятие, то можете получить удовольствие лишь от того, что вам удалось это сделать, а не вследствие самого общения.
    Бег является приятным занятием, дающим как следствие, или побочный продукт, здоровье, жизненную активность, выносливость и терпимость к другим. Поэтому усвоение бега следует включить в программу самовоспитания. Я рассказал об этом, так как хочу поделиться своей радостью и тем, как мне удалось научиться бегу (лучше поздно, чем никогда). Этому немало способствовало и то, что я в воображении часто соединял бег с самыми различными жизненными удовольствиями.
    Аналогично следует действовать, если вы хотите научиться каждое утро обливаться ледяной водой.
    Наступит момент, когда вам это будет просто приятно. Главное при этом помнить, что чему бы вы себя ни обучали, боритесь с искушением скатиться к применению насильственной парадигмы управления самим собой, так как это делать легче и проще — и так делают все. Наш конформизм толкает нас к насилию над самим собой и другими — и часто мы не задумываемся о последствиях его. Если вам удалось достичь того, что с удовольствием ныряете в прорубь и для этой процедуры вам не надо заставлять себя, принуждать, то вы действуете правильно. Однако для этого не нужно, приняв решение, немедленно взять ведро ледяной воды и вылить себе на голову.
    Начинать нужно постепенно. Пусть вначале вам понравится стоять голым в ванной и смотреть, как течет струя холодной воды из крана. Думайте об этой струе, о ее свежести и энергии, которая заключена в воде.
    Становитесь на время водопоклонником. Потом подставьте палец под струю воды и получите удовольствие от прикосновения к прохладной воде. Потом пусть омывается вся ладонь. На следующий день можно почувствовать брызги этой воды на ногах и так далее. Главное, чтобы каждый раз количество удовольствия, которое вы получаете от холодной воды, увеличивалось. Вот и вся премудрость применения ненасильственной парадигмы управления к обучению себя плавать в проруби. Усилие и принуждение, которое придется иногда применять, должно быть на грани приятного! Тот же принцип используется и в приучении себя к управлению пищевым влечением.
    Как соблюдать диету?
    Для этого нужно, чтобы вам не хотелось есть продукты, которые по какой-то причине вы считаете вредными для себя (по совету врача или по собственному решению), и хотелось есть продукты, которые вы считаете полезными.
    Каждый из нас подчас принимает такие решения: не есть много, отказаться от мучного, долго и тщательно жевать, предпочесть, например, сырые овощи разваренным. Но эти решения чаще всего остаются невыполнимыми по разным причинам: нам это надоедает, или мы часто нарушаем собственные запреты, или полезная пища оказывается настолько невкусной, что следовать своему решению совсем не хочется. Проблема в конечном счете сводится: а) к управлению потребностью в пище и б) к управлению пищевым поведением...
    Мне иногда говорят, что проблема диеты — это проблема взрослых, а подростку или юноше еще рано думать об этом. В основе этого суждения лежит представление о том, что соблюдение диеты всегда есть осуществление пищевого запрета. На самом деле это не так. Контроль пищевого поведения — искусство, которым нужно овладевать как можно раньше. Я однажды спросил одного долгожителя: что он считает главным в его несокрушимом здоровье? Он неожиданно ответил: «Я был еще мальчиком, когда бабушка научила меня правильно жевать пищу и не есть то, что не следует!» Встречается много подростков, которые начинают стыдиться, что у них быстро возрастает вес и им неприятно ходить на занятия по физкультуре, так как там приходится быть в спортивном костюме и в глаза бросается излишняя полнота. Поэтому то, что я здесь пишу о контроле пищевого поведения, важно как подросткам, юношам, девушкам, так и взрослым. Думаю, что эти вещи полезно знать и родителям, так как они берут на себя функции управления пищевым поведением своих детей и не всегда осуществляют их правильно, без вреда для здоровья детей. Итак, начнем обсуждать проблемы контроля пищевого влечения.
    То, что нам уже известно о контроле влечений, позволит быстро понять сущность проблемы.
    Поскольку каждая потребность обнаруживает себя в образах объектов ее удовлетворения, то надо научиться контролировать пищевое воображение. Тот, кто дает себе слово: «Как бы я ни захотел, есть это не буду!», всегда его нарушает. Чем сильнее он будет бороться с влечением, тем сильнее будет представляться этот пищевой образ, и в конце концов наша привычка есть плохую пищу лишь потому, что она вкусная, победит. Требуется очень сильное самоустрашение, чтобы одним запретом удалось победить «человека привычки». У первобытных людей пищевое поведение регулировалось различного рода пищевыми табу, нарушение которых тяжко каралось. Полинезиец XVIIвека, отведав запрещенную пищу, если не умирал, то надолго заболевал. Но когда мы нарушаем запреты, то относимся к этому легко, так как нет непосредственной угрозы нашему здоровью, кроме неприятного ощущения, что нарушено собственное слово. В некоторых случаях врач прибегает к устрашению, говоря, что если вы будете это есть, то к вам вернутся страшные колики, и воспоминания о них наполняют нас уверенностью в том, что, видимо, следует воздерживаться от вредной пищи. В этом случае устрашение приходит извне и наполняет нас решимостью выполнять предписание. Иногда мы наполняемся решимостью и без посредничества врача, если твердо уверены в том, что нарушения диеты приведут к разрушению здоровья и приобретению избыточного веса, что уронит нас в глазах других.
    Но у читателя, естественно, может возникнуть недоумение: «Неужели для того, чтобы контролировать свою диету, обязательно нужно оказаться перед какой-то опасной границей? А нельзя ли. просто есть то, что нам хочется, и чтобы это соответствовало требованиям гигиены? Ведь существует же пищевая интуиция, управляющая нами изнутри, и мы хотим есть то, что для нас полезно». Все дело в том, что при наличии двойственной природы наших потребностей (сама потребность и «аппетит») наши позывы к определенным видам пищи определяются не потребностями организма в данном питании, а влечением к определенному пищевому удовольствию, т.е. «аппетитом». Поэтому, не овладев этим влечением, мы не в состоянии прислушаться к нашему внутреннему голосу, звучащему слишком слабо. Так что при наличии установки на получение пищевых удовольствий мы не можем решить нашу проблему путем простого запрета. Значит, как я уже сказал вначале, нужно хотеть есть то, что полезно, и перестать хотеть есть то, что вредно и запрещено. Для этого нужно научиться извлекать удовольствие из пищевого поведения, жевания и смакования, глотания полезной пищи, что будет способствовать становлению полезной установки. В управлении пищевым влечением следует использовать приемы, подробно описанные в разделе о борьбе с курением, поэтому буду конспективен.
    1. Надо изучить, как ведет себя влечение, в какое время и в каких обстоятельствах оно усиливается и когда становится безудержным. Один из моих учеников, например, говорил, что всегда испытывает желание есть, приближаясь к своему дому. Читатель без труда поймет, что так сложилось потому, что начиная со школьной скамьи мать кормила его немедленно, как только он входил в свой дом. Так сложился стереотип привычки. У другого (его кормили точно по часам) безудержное пищевое влечение вызывал вид циферблата в определенное время. Данные стереотипы программируются внешними обстоятельствами: приближением к дому, стрелкой часов и многими другими ритмическими процессами, в частности сменой труда и отдыха, суточными изменениями на поверхности земли. Например, римляне эпохи республики ели один раз в сутки, примерно в пять часов вечера. Это вовсе не значит, что римлянин томился от голода целый день, он просто не хотел есть раньше, так как его пищевое влечение было запрограммировано на конец второй половины дня. Отсюда понятно, что контроль пищевого влечения состоит прежде всего в том, чтобы оно как можно меньше зависело от случайно сложившихся в прошлом условий. Чем в меньшей степени мы запрограммированы внешними обстоятельствами, тем лучше. Это делает нас относительно свободными в контексте своего влечения. Оно будет иметь меньше шансов на то, чтобы в определенный момент дня вырвать нас из занятий и принудить к его удовлетворению.
    2. Нужно научиться получать наслаждение именно от полезной пищи. Вспомним, как работает техника удовлетворения любой потребности: удовлетворение определяется количеством наслаждения, полученным от техники удовлетворения. Поскольку наслаждение всегда сознательно, то чем сильнее сосредоточено ваше внимание на процессе удовлетворения потребности в пище, в частности на пищевом поведении удовлетворения (жевании, смаковании, глотании), тем больше удовольствия вы сможете извлечь из этого. Тот, кто умеет есть, получит больше удовольствий от сухой корочки и листа свежей капусты, чем другой от изысканно приготовленных кушаний, которые он жует и глотает почти бессознательно, так как занят общением, разговорами и другими действиями, которые сами по себе не имеют никакого отношения к пищевому удовлетворению. Признаком насыщения для последнего из указанных людей является переполненный желудок, вызывающий неприятное давление и т. п. Чтобы научиться есть, нужно многое знать о пище, уметь сосредоточиться на пищевом поведении удовлетворения и стремиться извлекать из пищи как можно больше удовольствия.
    3. Следует отработать пищевые ритуалы и соблюдать их. Поскольку количество наслаждения и, следовательно, насыщение от пищи зависит именно от техники удовлетворения потребности, то последняя может быть увеличена за счет ритуала. Он облегчит, во-первых, включение всех механизмов пищевого поведения и, во-вторых, контроль пищевого влечения, так как со временем для человека станет невозможным испытывать и удовлетворять пищевое влечение вне данного ритуала. В-третьих, ритуал увеличивает количество действий, приходящихся на определенную единицу пищевых объектов. Когда английский аристократ манипулирует многообразными обеденными приборами, пользуется различными вилочками и ножами, большими и маленькими, то все это направлено на увеличение количества пищевых действий, а не на поддержание этикета и духа дома, как он сам думает. Пищевые ритуалы играют большую роль в удовлетворении потребности, и пренебрегать ими опасно, так как пищевое влечение становится неконтролируемым, со всеми плохими последствиями. Тот, кто по первому позыву идет на кухню и ест то, что ему сейчас захотелось, не сервируя стол, в одиночестве, похож на пищевого алкоголика, который уже совсем не контролирует свое влечение и попал в полную зависимость от него.
    Пьяница утверждает, что он не болен, потому что, как он говорит, «я не пью один!». Значит, удовлетворение этого влечения в одиночестве, по его мнению, является уже признаком алкоголизма. Врачи с этим диагностическим признаком не согласны, но физическая зависимость от пищевых объектов часто проявляется в том, что человек не может дождаться обеда и сесть за стол вместе со всеми, а старается «перехватить» до обеда.
    Я хочу обратить внимание на то, что в пищевом поведении и ситуациях удовлетворяются не только потребности в пище, но и другие, например эстетические, потребность в общении, а в некоторых случаях потребность в престиже, когда на столе находятся престижные пищевые объекты, такие, например, как красная икра, которую получают в закрытых распределителях только люди, имеющие высокий ранг в управленческой иерархии. Итак, об эстетике.
    4. Если пищу готовят ваши родители, то убедите их в том, что полезной пище следует придавать внешний вид той, которая вам нравится, но от которой вы должны отказаться. Когда врач предписывает есть сырые овощи, а вы их не хотите, так как ленитесь жевать, не любите их запах и предпочитаете котлеты, то целесообразно делать капустные котлеты, внешне и по запаху похожие на мясные, и постепенно уменьшать влияние огня на продукт, только внешне обжаривая их. Этим вы постепенно расшатаете установку есть пережаренные и почти сожженные пищевые продукты, увеличивающие пищевые отравления отходами от них, которые организм не может вывести из себя обычными путями. Подобно тому как в курении вы создавали заместительные ритуалы, так же и здесь вы стремитесь одурачить «человека привычки» внешними признаками соответствующего поведения и включенных в него объектов.
    5. Следует научиться отчетливо отделять пользу пищи от удовольствия от нее. Тогда вам будет нетрудно отказаться от пожирания с жадностью вкусных конфет. Поскольку вы понимаете, что от них только вред, то, чтобы получить нужное удовольствие, вы можете довольствоваться четвертью конфеты, не поглощаемой как хлеб (так делают развращенные матерями дети), и наслаждаться минимальным количеством этого вредного для здоровья вещества.
    Любое вещество, даже пищевое, если оно оказывается в организме в избытке, начинает причинять вред. Углеводы — не исключение, хотя в нашем организме есть депо для углеводов.
    6. Желательно создать для себя дружественное в смысле достижения ваших целей социальное окружение, стремиться к тому, чтобы ваши близкие и друзья помогали реализовать вашу программу соблюдения диеты, а не препятствовать ей. Это окружение позволяет удовлетворять в пищевом поведении и смежные потребности, например в общении, в безопасности, в оказании помощи. Однако очень плохо, когда в пищевой ситуации начинают удовлетворяться потребности во власти, самоутверждении и пищевая ситуация выступает как средство замещения конфликтов.
    Принудительное кормление, т.е. применение первой парадигмы управления пищевым поведением детей, лежит в основе почти всех психосоматических гастроэнтерологических заболеваний. Поэтому наличие благоприятного окружения само по себе не гарантирует саногенные свойства пищевой ситуации. Но мы еще к этому вернемся.
    7. Нужно много знать о своей диете, знакомиться с основами гигиены питания, свойств пищи, с тем, что с нею происходит в организме. Какой-то минимум знаний из психологии и физиологии питания необходим для того, чтобы мы сознательно выполняли программу контроля пищевого поведения.
    При управлении любой привычкой надо помнить, что с помощью насилия и принуждения мы ничего не добьемся, так как дурная привычка всегда есть некоторый дурной способ получения удовлетворения. Поэтому нужно добиться того, чтобы мы получали аналогичное удовлетворение с помощью полезного или приемлемого поведения, не причиняющего прямого вреда нам и другим. Если вы научили своего «человека привычки» получать наслаждение от полезных пищевых продуктов, то его влечение к вредным ослабевает и потом отпадает совсем, как падает с дерева перезревшее или сгнившее яблоко.
    В любой программе самосовершенствования бывают случаи нарушения запретов, которые мы ставим себе. Не нужно сокрушаться по поводу такого рода нарушений и обвинять себя в слабоволии и беспомощности. Если есть установка к самосовершенствованию, то таких нарушений будет становиться все меньше и меньше и постепенно они исчезнут, если будет возрастать тенденция удовлетворения потребностей желательным способом. В конечном счете мы достигаем эти цели в той степени, в какой приобрели способность и умения извлекать пользу из удовлетворений и радостей, которыми нас награждает жизнь.
    Пожалуй, ни одно из влечений человека, разве что за исключением полового влечения, не подвергается такой деформации, как пищевое влечение, если оно управляется по первой парадигме. Причем последствия этого управления не проявляют себя непосредственно в особенностях пищевого влечения. Например, при язвенной болезни или при дискинезии желчных путей нет нарушений пищевого влечения. Аппетит и другие признаки влечения остаются «в норме». Однако эти болезни являются результатом существенных деформаций в личности, возникающих вследствие применения насильственной парадигмы. Если пищевое поведение приобретает защитный характер как средство избавления от неприятностей или как удовлетворение требования взрослых есть столько, сколько нужно для того, чтобы быть «хорошим ребенком», то оно ведет к заболеванию, сущность которого состоит в том, что пищеварительные реакции осуществляются не на пищу, не на пищевую ситуацию и служат не средством удовлетворения голода, а средством достижения или безопасности, или признания себя «хорошим». Если эта схема закрепляется, то, как мы уже говорили об этом раньше, она приводит к «желудочной реакции на социальные ситуации», что не остается бесследным для человека. Если защитной станет антипищеварительная реакция, например закрытие желчевыводящего протока, то такая реакция на социальные ситуации тоже приведет к болезни. Поэтому читатель должен проникнуться желанием неукоснительно следовать второй, ненасильственной парадигме в саморегуляции пищевого влечения как у себя, так и у других, в особенности если этими другими являются дети, дети читателя. Если же читатель — врач, то ему следует разъяснить пациенту вредные последствия применения насильственной парадигмы управления пищевым влечением.
    Для того чтобы эффективно применять ненасильственную парадигму управления самим собой, нужно как раз овладеть способностью извлекать максимальную пользу из наших радостей. Однако при этом возникает вопрос: можно ли извлечь аналогичную пользу из. наших страданий?
     
    4 пользователям это понравилось.
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.

Поделиться этой страницей