Открыто

Цикл лекций Александра Музафарова "Вещи, изменившие мир" Часть 2. 7 лекций. Возраст 10+ [kik] [Александр Музафаров]

Тема в разделе "Школа и репетиторство", создана пользователем xotat, 10 авг 2021.

Цена: 2100р.-66%
Взнос: 696р.

Основной список: 4 участников

Резервный список: 1 участников

  1. 10 авг 2021
    #1
    xotat
    xotat ОргОрганизатор
    Цикл лекций Александра Музафарова "Вещи, изменившие мир" Часть 2. 7 лекций. Возраст 10+ .kik.Александр Музафаров

    [​IMG]

    О курсе:

    Мир, окружающий нас, состоит не только из людей и явлений природы, но из сотворенных человеком вещей. И эти вещи меняют окружающую реальность чаще, чем могучие полководцы и ловкие политики.

    За каждой такой вещью – труд человека, помноженный на пытливый ум и гениальное озарение. Поэтому, говоря о вещах, мы будем говорить и об их создателях, и о владельцах, и о том, как эти вещи меняют наш мир.

    Без истории вещей трудно себе представить историю людей. Попробуем немного заполнить этот пробел.

    Программа курса:
    Часть вторая

    Лекция №8. Истории с одеждой, или одежда в истории.
    Шкуры, платья, мундиры, скафандры

    Понятно, почему человек носит одежду, – потому что на улице холодно. Куда сложнее ответить на вопрос, почему одежда меняется со временем. Почему мы не носим туники и тоги (хотя могли бы), а римляне – не носили штанов (или все-таки носили?).

    Как одежда стала средством украшения и обозначения социального статуса? Как и зачем народы заимствовали одежду друг у друга и много ли «национального» в национальных костюмах? Только ли с физиологией связаны отличия мужского и женского костюмов? Как предметы одежды становились причинами политических кризисов и даже войн?

    Как будет меняться одежда в будущем и почему фантасты, предсказывавшие полеты на Луну, не смогли предсказать появление миниюбки?

    Об искусственной оболочке человека поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

    Лекция №9. Припечатали. Печатный станок.

    Очень и очень давно люди создали письменность. Это случилось не сразу. Но даже первые цивилизации оставили нам письменное наследие. Потом родилась книга, но еще очень долгое время процесс распространения письменной информации был одной из самых дорогих технологий, доступных человеку.

    Под занавес «темного средневековья» немецкий бюргер Иоганн Гутенберг открыл способ печати, сделавший книгу доступной многим. Именно с его изобретением историки связывают бурное развитие процесса познания в Европе в Новое время. Книга перестает быть предметом роскоши и становится рабочим инструментом и даже средством развлечения. Это стало самой заметной информационной революцией в истории цивилизации вплоть до появления персональных компьютеров и интернета.

    Как печатная книга изменила мир? Почему мамаши XVIII века ругались на многочитающих детей? Откуда рождались идеи «собрать все книги да и сжечь» и какие книги действительно сжигали? Первые информационные войны, или как Гутенберг помог своему тезке Ивану Грозному (кстати, основавшему первую типографию в России). Обо всем этом – на очередной лекции цикла «Вещи изменившие мир».


    Лекция № 10. От курьера до интернета.
    Мгновенная связь (говорят, даже без брака)

    Долгие века скорость передачи информации равнялась скорости самой резвой лошадки. При хорошо отлаженных почтовых и военных системах информация передавалась со скоростью 200 верст… в сутки.

    Все изменилось в XIX веке, когда, благодаря гению изобретателей, слова стали передаваться со скоростью света. Началась современная информационная эпоха. Телеграф, телефон, радио, компьютеры – все это рождалось в бурном котле военных и промышленных технологий XIX - ХХ веков. Инженеры были людьми изобретательными и находчивыми. Первая спутниковая радиосвязь заработала до запуска первого искусственного спутника Земли. Первые компьютеры обслуживало около двадцати матросов при двух офицерах. Знаменитый SOS не сразу стал сигналом бедствия, а сейчас уже не действует.

    Как мир стал компактным и получил новую оболочку – инфосферу, поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».


    Лекция № 11. Стальные руки-крылья

    Человек всегда мечтал о полете. Но целые столетия эта мечта могла осуществиться лишь во сне. Однако в конце XVIII случилось небывалое – началась эра авиации.

    В 1903 году родился самолет – главный летательный аппарат человечества. Человек оказался в небе не заложником стихий, а гордым покорителем воздуха, поднявшись выше, пролетев дальше и быстрее, чем любое земное существо. Как это удалось? Кто построил первый самолет и как самолеты из игрушки для экстремалов превратились в грозные боевые машины и надежное транспортное средство?

    Обо всем этом и многом другом поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».



    Лекция № 12. «Поехали». Космический корабль

    12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, покинувшим пределы нашей планеты. Не меньшим героем, чем первый космонавт, стал первый космический корабль, перебравшимся из фантастических повестей в реальность. Но почему реальные корабли-спутники так не похожи на гигантов, бороздящих просторы космоса под обложками книг и на киноэкранах?

    Как конструкторам удалось решить задачу путешествий в среде, в которой вообще нет ничего живого? Какие опасности в космосе оказались мнимыми, а какие непредвиденными?

    Космическая эра была встречена с энтузиазмом, который довольно скоро сменился скепсисом. И тогда космическим кораблям пришлось доказывать право на существование. Как они это делали? И как делают сейчас? Почему новые модели космических кораблей разрабатываются так долго?

    Поговорим о самом быстром транспорте человечества в ходе очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир». Ключ на старт!


    Лекция № 13. Деньги. От ракушек до биткоинов

    Когда и где появились деньги, сейчас сказать весьма сложно. Но они стали непременным атрибутом человеческих обществ, вступивших на путь созидательной деятельности. Из чего их только ни делали – из ракушек, драгоценных и не очень металлов, кожи, бумаги, пластика, а сейчас они вовсе ушли в виртуальную реальность.

    Как менялись деньги? Что можно узнать, изучая старинные монеты? Что общего между банком и скамейкой в парке? Как деньги меняли человеческое общество? Обо всем этом поговорим в ходе очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».



    Лекция №14. Светопись. От камеры обскуры до Инстаграма

    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эту истину человек постиг весьма давно. Но как сохранить увиденное? Едва человек обрел разум, он стал делать попытки сохранять изображение. Он пробовал камень, штукатурку, стекло, ткань, бумагу, попутно научился рисовать и превратил живопись в искусство.

    Но в XIX веке нескольким талантливым изобретателям удалось впервые запечатлеть изображение напрямую, без преображения творческой волей человека. Родилась светопись, или по-гречески – фотография.

    Как фотография менялась сама и меняла мир? Как прошла путь от громоздких ящиков со стеклом до карманного смартфона и что осуществившаяся мечта принесла людям? Об этом поговорим в очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

    Лектор: Александр Музафаровруководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, писатель, публицист.
    Автор научно-популярных книг по русской истории: «10 мифов о России», «По следам исчезнувшей России», «Семейные драмы российских монархов», «Евпатий Коловрат. Последний герой Древней Руси», «Забытые битвы Империи», «Великая Отечественная война: победа духа и традиции» (в соавторстве с П.В. Мультатули) и др.



    ссылка
     
    1 человеку нравится это.
  2. Последние события

    1. nata1976
      nata1976 не участвует.
      10 фев 2024
    2. skladchik.com
      В складчине участвует 5 человек(а).
      26 янв 2024
    3. skladchik.com
      В складчине участвует 5 человек(а).
      16 дек 2023
    4. Чертополох
      Чертополох не участвует.
      30 ноя 2023

Поделиться этой страницей