Закрыто

[Стэнфордский университет] - [Стрессовые ситуации и ваше тело] - [Р. Сапольски] [Повтор 11 частей]

Тема в разделе "Психология и отношения", создана пользователем born_free, 15 май 2020.

Цена: 13450р.
Взнос: 5000р.
33%

Основной список: 9 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 15 май 2020
    #1
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    Раздача материала 03.06,2020

    Решил сделать повтор на данную тематику, которая должна заинтересовать любого здравомыслящего человека, интересующегося своим здоровьем. Желающего понять свою природу на уровне DNA. Информация не имеет аналогов в Русско язычном мире, как по содержанию, так и по структурированию материала.


    [В теме более 14 часов видео]

    Постараюсь наиболее информативно показать вам уникальность данного материала предоставив демо. Я единственный, кто перевел все 24 лекции!


    Стрессовые ситуации и ваше тело
    Stress and Your Body

    2.jpg
    3.jpg
    1.jpg






    00:00 – 00:15



    Стресс и наше тело

    Лекция 1

    Почему у зебр не бывает язвы? Почему у нас бывает?

    Доктор Роберт Сапольски, кандидат наук

    Профессор биологии, неврологии и нейрохирургии

    Стэнфордский университет



    00:15 – 00:33


    Как вам такой сюжет? Два часа ночи. Вы лежите в постели не в состоянии сомкнуть глаз. Завтра очень важный день: презентация или встреча, где многое поставлено на кон, вам нужно быть в форме, отдохнувшим, собранным, выспавшимся…


    00:33 – 00:42


    Вы лежите и говорите себе, что если не уснете в ближайшие пару минут, то завтра все пойдет наперекосяк, и от этой мысли сон покидает вас совсем.


    00:42 – 01:01


    И вот минут через сорок пять мучений вас пронзает другая тревожная мысль! На фоне нервов и беспокойства из-за работы вы вдруг вспоминаете: «О боже мой! Эта постоянная тяжесть в боку, преследующая меня головная боль, - я нездоров!


    01:01 – 10:10


    Я болен! Я неизлечим! Все из-за этого! Как несправедливо! Я слишком молод, чтобы умереть! У меня неизлечимая болезнь!


    01:10 – 01:20


    Если в два часа ночи я начинаю сходить с ума из-за подобных мыслей, то мне всегда мерещится опухоль мозга. Хотите разогнать панику до предела? Подумайте об опухоли мозга, поскольку под ее проявления можно подогнать любой симптом.


    01:20 – 01:41


    Вы, быть может, думаете об инфаркте, или инсульте, или чем-то подобном, но я готов поспорить, что лежа в темноте вы не говорите себе: «О Боже, это оспа!» или «На этот раз это непременно окажется дизентерией!», «Я чувствую, как у меня в печени ползает паразит размером с кулак!»


    01:41 – 01:47


    Ни о чем таком вы не беспокоитесь. И в этом смысле вы не совсем нормальное млекопитающее.


    01:47 – 1:56

    Если взять нормальное млекопитающее и посмотреть на убивающие его болезни, то это будут опасные, серьезные заболевания, вызывающие острые проблемы со здоровьем.


    острая проблема со здоровьем

    vs

    медленно убивающие нас состояния



    1:57 – 02:10


    А что делаем мы? Мы нервничаем из-за состояний, которые нас медленно убивают. И в этом и состоит радикальное отличие человека, особенно западного человека, от животного.


    02:10 – 2:26


    Возьмите любого зверя на этой планете и посмотрите на то, что пугает его до дрожи. Если это болезнь, то это всегда острое состояние. Представьте, что вы зебра и на вас напал лев. Он разорвал вам живот, ваши внутренности вываливаются в грязь и вам все равно нужно любой ценой уносить ноги.


    2:26 – 2:39


    А что делаем мы? Мы переживаем из-за различных физиологических состояний, мы боимся, что наше тело станет немощным к 75 годам! Нас беспокоят абсолютно иные заболевания!


    2:39 – 2:53


    Мы справились с большей частью инфекций, с недугами, вызванными плохой гигиеной и недостаточным питанием, но на место этих болезней пришли другие, медленно разрушающие нас изнутри. Это явление называется «болезнями западной цивилизации».


    2:53 – 02:57


    И это действительно большой вопрос – кто болен, а кто здоров?


    02:57 – 3:07


    Возьмем начало прошлого века. Каковы самые распространенные причины смерти в США? Отнюдь не те, о которых мы с вами стали бы беспокоиться сегодня: пневмония, туберкулез.


    3:08 – 3:17


    Если вы женщина в возрасте от 20 до 40 лет, то самое рискованное дело для вас - родить ребенка, ни что другое не уносило в те времена столько женских жизней.


    3:17 – 3:33


    Однако, список возглавляет инфлюэнция! Грипп! Как вы знаете, зимой 1918 года еще шла Первая мировая война, и пол-Европы сидело в траншеях. Попади вы в ту зиму на фронт, ваши шансы выжить там все равно были бы выше, чем оправиться от бушевавшей эпидемии гриппа.


    3:33 – 3:39


    8 миллионов военных погибло в Первой мировой войне, а от гриппа по приблизительным оценкам умерло 14 миллионов гражданских (лиц).


    3:39 – 3:49


    Грипп! Грипп! Сегодня никто не волнуется из-за гриппа! Вместо этого мы переживаем из-за болезней, медленно разрушающих наш организм.


    3:49 – 3:59


    Это всевозможные болезни сердца, инсульты и прочие заболевания такого рода. И, повторюсь, это крайне дискуссионный вопрос – кто здоров, а кто болен.



    3:59 – 4:14


    Представьте: вы охотник-собиратель, живущий 20 тысяч лет назад. Вы облажались и совершили большую медицинскую ошибку – вы съели козла, зараженного сибирской язвой. Исход дела совершенно очевиден – вам осталось жить около двух дней.


    4:14 – 4:29


    Представьте, что вы современный молодой человек 20-ти лет и вы крупно облажались: вы решили придерживаться здоровой диеты из красного мяса и насыщенных жиров с громадным количеством холестерина. В вашем случае медицинские последствия не столь очевидны.


    4:29 – 4:35


    Вы можете умереть, не дожив до 50, можете в 85 бегать марафон вместе с внуками.


    4:35 – 4:45


    В наши дни ключевой вопрос относительно «западных болезней» звучит так: Почему одни умирают в 50, а другие живут до 85?


    4:46 – 4:53


    Отчасти ответ на этот вопрос лежит в области практической биологии, то есть решающее значение придается состоянию печени, уровню холестерина и тому подобному.


    4:53 – 4:59


    Отчасти ответ связан со сферой, о которой никто в медицине ранее всерьез не задумывался:


    4:59 – 5:10


    Имеет ли значение социальный статус? Насколько доступно лечение людям вашего социального положения? Каково ваше психологическое состояние?


    5:10 – 5:26


    Следующий вопрос может показаться еще более странным: нет ли здесь связи с неограниченным потреблением углеводов, которыми мы компенсируем нехватку любви? Особенно актуальным это стало в связи с ростом случаев диабета в нашей стране. Итак, все это меняет наш взгляд на то, кто здоров, а кто болен.


    5:26 – 5:37


    Посмотрите на болезни, которыми люди страдают в наши дни. Все они имеют свойство накапливаться с течением времени. Преимущественно это болезни, чувствительные к стрессу.


    5:37 – 5:44


    В будущем большинству из нас будет доступна одна чисто западная роскошь – упасть замертво от болезни, связанной со стрессом.


    5:44 – 5:51


    Меня зовут Роберт Сапольски, я профессор нейро-биологии в Стенфордском университете, для вас я буду вестником всех этих горестных историй про стресс.


    5:51 – 6:07


    В рамках нашего курса мы с вами постараемся понять, как стресс влияет на нашу жизнь, как он влияет на наше здоровье. И не просто стресс, а психологический, психо-социальный стресс, которому наиболее подвержены мы – западные люди.


    6:07 – 6:19


    Итак, большая часть курса будет посвящена… и я должен сразу же предупредить вас всех, что если вы дослушаете этот раздел до конца, то впадете в глубочайшую депрессию, поскольку новости у меня для вас в основном плохие.


    6:19 – 6:27


    Но ближе к концу курса мы все-таки перейдем и к приятным темам, а именно как справиться со стрессом и почему одни из нас справляются лучше других.


    Темы курса:

    - Как стресс влияет на нашу жизнь?

    - Как стресс влияет на наше здоровье?

    - В фокусе: психологический стресс – предрасположенность людей запада

    - Почему некоторые из нас справляются со стрессом лучше


    6:27 – 6:41


    Итак стресс. Начать безусловно стоит с ряда определений. И первым будет термин, который вы гарантированно слышали на уроках биологии, и вероятно не вспоминали с тех пор и по сей день. Помните это слово – гомеостаз?


    6:41 – 6:49


    Гомеостаз оптимизирует температуру тела, оптимизирует уровень глюкозы в нашей крови, оптимизирует всё в организме.


    Гомеостаз поддерживает постоянство внутреннего состояния организма, температуры тела, уровня глюкозы в нашей крови и т.п.



    6:49 – 7:09


    Стрессор нарушает ваш гомеостатический баланс. Снова представьте, что вы зебра с распоротым животом, определенно у вас сбит гомеостатический баланс. Или вы изголодавшийся до полусмерти лев, который не доживет до утра, если не сможет добыть эту зебру. У вас кратковременный физический кризис!


    Стрессор – фактор, нарушающий гомеостатический баланс


    7:09 – 7:20


    (Что же такое реакция на стресс?) Реакция на стресс – это выработка адреналина и ряда других гормонов, о которых мы еще поговорим, это совокупность процессов в организме, необходимых для восстановления гомеостатического баланса.


    Реакция на стресс – это процессы, направленные на восстановление гомеостаза


    7:20 – 7:29


    Если вы лев или зебра, то на этом для вас вопрос исчерпан. Но если вы человек, то определение придется радикально расширить.


    7:29 – 7:40


    А именно: стрессором может быть фактор, нарушающий гомеостатический баланс, но в дополнение к этому стрессором может стать мысль о том, что наш гомеостатический баланс может быть нарушен.


    Стрессор – мысль о потенциальном нарушении гомеостатического баланса.



    7:40 – 7:56


    Если мы правы, то нам повезло и мы обладаем потенциально адаптивной чувствительностью гипофиза к стрессовой реакции. Но с другой стороны, если вы думаете о том, что ваш гомеостатический баланс будет вот-вот нарушен, а в действительности этого не происходит, и вы думаете об этом постоянно, то вы не далеки от медицинского диагноза:


    7:56 – 8:03


    Вы невротик! У вас тревожное расстройство! Вы параноик! Вы человек до мозга костей!


    8:03 – 8:11


    Попробуйте рассказать бегемоту о пробках! Он ничего не поймет! А человек понимает!


    8:11 – 8:25


    И это критический момент во взаимодействии стресса и болезней. У нас запускается точно такая же система реакций на стресс, как у охотящихся или убегающих млекопитающих. С той разницей, что наша система может активироваться под воздействием психологических факторов.


    8:25 – 8:41


    Для 99% животных на нашей планете стресс - это крики ужаса, разносящиеся по саванне и предвещающие опасность. В то время как у нас система реакций на стресс включается при мысли о смерти в 40 (лет).


    8:41 – 9:03


    Проблема в том, что наша система для этого не предназначена. Главная идея этого курса заключается в том, что мы – люди, достаточно сложны и умны для того, чтобы с помощью мыслей, воспоминаний и прочих вещей подобного рода активировать ту же самую систему реакций на стресс, что животные активируют в момент реального кризиса.


    9:03 – 9:13


    Я хочу, чтобы сегодня все вы сделали одно упражнение. Когда вы вечером ляжете в постель, уютно устроитесь, расслабитесь и успокоитесь, когда ваш пульс замедлится, подумайте следующую мысль:


    9:13 – 9:26


    «Это сердце не будет биться вечно!» Я хочу, чтобы вы осознали смысл этой фразы! Представьте, как кровь застывает в ваших венах, как холодеют ваши ноги, как синеют ваши неподвижные губы.


    9:26 – 9:43


    И я готов поспорить, что ваше сердце забьется быстрее. В этот момент вы не будете бежать вверх по лестнице, спасаясь от разъяренной коровы, не будете предпринимать ничего, что могло бы физически спровоцировать стресс, вы будете просто лежать в кровати, но ваша система стресс-ответа заработает.


    9:43 – 10:02


    Это и есть ключевой момент. Мы – люди обладающие разумом - способны активировать систему стресс-ответа при помощи психологических факторов, таких как мысли, эмоции или воспоминания. Но наша система реакций на стресс не приспособлена к этому. Если ваша система активируется слишком часто – вы заболеете.


    У человека система стресс-ответа активируется благодаря психологическим факторам, таким как мысли, эмоции или воспоминания.


    10:02 – 10:16


    Итак, это был краеугольный камень системы стресс-ответа. Концепция, о которой идет речь, доминировала в этой сфере с 40-х годов прошлого века. Своим появлением она обязана одному из крестных отцов физиологии стресса, австрийскому ученому Гансу Селье.


    Ганс Селье

    1907 - 1982


    10:16 – 10:33


    Селье был своего рода первопроходцем в изучении стресса. Ему удалось добиться выдающихся результатов не только потому, что он был очень умен, изобретателен и обладал прекрасной интуицией, но и потому, что он был совершенно не приспособлен к работе с лабораторными крысами.


    10:33 – 10:35


    Собственно с этого все и началось!


    10:35 – 10:45


    Итак, начало тридцатых годов, Селье – юный ассистент профессора в университете Макгилла в Монреале, - ищет себе поле для исследований.


    10:45 –10:53


    В это же время какой-то биохимик открывает какой-то новый гормон в яичниках, и никто из ученых не готов сказать, что именно этот гормон делает…


    10:53 – 11:07


    Вот оно! – подумал Селье, - Разберусь-ка я этим новым овариальным веществом! Как обычно строится такой процесс? Вы идете в лабораторию, выделяете это вещество и начинаете колоть его животным.


    11:07 – 11:20


    Селье не был создан для работы с крысами. Он проводил в лаборатории дни напролет, делал уколы, ронял этих несчастных крыс, гонялся за ними, они гонялись за ним в ответ, он доставал их веником из-под холодильников…


    11:20 – 11:30


    Шли месяцы, Селье продолжал наблюдать за крысами, как вдруг обнаружил нечто поразительное: у всех крыс до одной развилась язва желудка.


    11:30 – 11:38


    Селье ликовал! Он только что обнаружил, какой эффект это овариальное вещество оказывает на организм! Оно провоцирует язвенную болезнь желудка!


    11:38 – 11:50


    Не забывайте, что Селье был прекрасным ученым. Поэтому наряду с основной группой, он вел и контрольную группу крыс, вводя им не гормон яичников, а какое-то нейтральное вещество.


    11:50 – 11:59


    С этим бедолагами он также обращался не лучшим образом: колол, ронял, гонял по лаборатории. Он проверил и их – у всех крыс обнаружилась язва желудка.


    11:59 – 12:14


    Посредственному ученому впору было бы бросить науку и идти заниматься чем-то еще, но Селье был не из таких. Он размышлял – если я вижу одинаковый эффект как в экспериментальной, так и в контрольной группе, то это не может быть связано с овариальным веществом!


    12:14 – 12:27


    Что же у них может быть общего? Нужно признать, я крайне неаккуратен в обращении с крысами. Что если наблюдаемый мной эффект не что иное, как общая реакция организма на постоянные мучения?


    12:28 – 12:36


    Чтобы критически оценить состоятельность своей теории, Селье начинает подвергать крыс систематическим истязаниям.


    12:36 – 12:47


    Он помещает часть крыс в душную прачечную, затем на ледяную зимнюю крышу, в комнату, полную кошек, включает им громкую музыку. И что же он видит? У крыс появляется язва желудка!


    12:47 – 12:53


    Сегодня мы с вами знаем, что тогда обнаружил Селье, - он увидел верхушку айсберга под названием «заболевания, связанные со стрессом»


    12:53 - 13:06


    Селье ввел моду на термин стресс. Раньше это был малопонятный термин из сферы металлургии, обозначавший какой-то вид нагрузки на определенную конструкцию. Селье же впервые заговорил о таком понятии как «животное в условиях стресса».


    13:06 – 13:26


    Итак, мы поговорили о важном историческом рубеже, о важном для развития науки о стрессе человеке, посвятившем свою жизнь изучению этого феномена. Однако не стоит заблуждаться, что Селье изобрел термин стресс, на самом деле эта заслуга принадлежит не ему, а титану физиологии стресса, Уолтеру Кеннону.


    Уолтер Кеннон

    1871 – 1945


    13:26 – 13:37


    Кеннон был великим ученым, его имя золотыми буквами вписано в историю науки, именно он в 20-х годах прошлого века придумал термин стресс и представил его медицинскому сообществу, а Селье впоследствии этот термин популяризовал.


    13:37 – 13:50


    Итак Селье пришел к выводу, что перед ним крысы в состоянии крайнего стресса от постоянных испытаний и плохого обращения, и у этих крыс есть механизм реакции на стресс, помогающий им к этому стрессу адаптироваться.


    13:50 – 13:59


    Но если эта система реакций на стресс остается включенной слишком долго, это приводит к болезни. Научное сообщество единогласно решило, что Селье не в своем уме.


    13:59 – 14:10


    По одной простой причине: если вы изучаете физиологию и знаете, как работает ваше тело, то должны понимать, что организм всегда предлагает конкретное решение для конкретной проблемы.


    14:10 – 14:27


    Если вам жарко, вы начнете не дрожать, а делать что-то совершенно иное. А тут Селье со своим воображаемым стресс-ответом, который предположительно включается вне зависимости от того, кто ты - зебра или лев, жарко тебе или холодно, и начинает работать по стандартной последовательной программе.


    14:28 – 14:41


    Тем не менее эта идея более чем осмысленна. Неважно, кто ты – зебра или лев, если тебе нужно пережить кратковременный физический кризис, то телу предстоит предпринять примерно одни и те же усилия.


    14:41 – 14:58


    Прежде всего и зебре и льву нужна энергия. Не та энергия, что выделяется при расщеплении белка на строительные блоки, а «быстрая энергия», чтобы моментально перенаправить ее к тем мускулам нашего тела, что должны в данный момент спасать нашу жизнь.


    14:58 – 15:11


    В первую очередь при наступлении стресса наше тело вырабатывает и отправляет гормоны в энергетические хранилища нашего тела, - то есть к жировым клеткам и в печень, - и забирает оттуда всю накопленную энергию.


    15:11 – 15:18


    Представьте, что вы идете в банк и обналичиваете все имеющиеся у вас средства – это глюкоза выбрасывается в кровь.


    15:18 – 15:24


    Логичное действие как для зебры, так и для льва. Следующее действие не менее логично.


    15:24 – 15:35


    Ваше тело уже провело все волшебные биохимические манипуляции и выбросило массу быстрой энергии в систему кровообращения. Теперь вам необходимо как можно скорее доставить ее по назначению!


    15:35 – 15:50


    Что происходит? Ваш пульс убыстряется, поднимается кровяное давление, учащается дыхание! Все это ради одной цели – доставить глюкозу, доставить кислород к напрягающимся мускулам на одну-две секунды быстрее, чтобы повысить ваши шансы на выживание (в кризисной ситуации)!


    15:50 – 16:05 (продолжение)


    Следующая вещь, которую наше тело делает в момент стресса – и опять же она кажется логичной как для льва, так и для зебры – наш организм отключает все основные долгосрочные проекты. Всеми ими можно заняться позже при более подходящих обстоятельствах.


    16:05 – 16:16

    Отключается пищеварительная система. Первостепенная задача нашего изголодавшегося льва отнюдь не полакомиться шведским столом, да и зебра мобилизует энергию не благодаря пищеварению.


    16:16 – 16:31


    Можно получить энергию за пару секунд из жировых клеток, а пищеварение занимает часы, это медленный затратный процесс, люди тратят до 20% своей энергии на переваривание пищи, и в кризисный момент у нас нет на это времени.


    16:31 – 16:45


    Поэтому мы просто прекращаем пищеварение. Я думаю всем знаком первый признак этого процесса. Представьте, что вы выступаете на публике и очень нервничаете. Что происходит? У вас пересыхает во рту. И это первый шаг к отключению ЖКТ.


    16:45 – 16:58


    Какие еще процессы останавливаются? Останавливается рост и репродукция, и это тоже вполне логично. Серьезные, важные, затратные, направленные на перспективу процессы, на которые у вас сейчас нет времени.


    16:58 – 17:09


    Вы бежите со всех ног, в двух шагах позади вас голодный лев – тут уж не до овуляции! Половое созревание можно отложить на недельку! О сперме вообще забудьте!


    17:09 – 17:25


    Каковы отличительные черты реакции на стресс? У вас перестанут вырабатываться гормоны роста, остановятся восстановительные процессы в тканях, все известные половые гормоны начнут испаряться из кровотока, поскольку все это можно отложить на завтра, если это завтра у вас наступит.


    17:26 – 17:39


    Если вы страдающая от боли зебра с распоротым брюхом, то следующая вещь, которая с вами произойдет, тоже вполне логична. Самое время поднять иммунитет, чтобы защитить организм от потенциальной инфекции.


    17:39 – 17:52


    При стрессе иммунитет крайне полезен. Что еще может быть жизненно необходимо истекающей кровью зебре? Конечно, увеличение количества производимых тромбоцитов, чтобы минимизировать потерю крови.


    17:52 – 18:07


    Еще одна вполне логичная вещь должна произойти с вами. Если вы зебра с распоротым брюхом, то вам должно быть очень больно! Поэтому во время стресса все ваши болевые ощущения притупляются. Стресс способствует анальгезИи.


    18:07 – 18:18


    Пока ничего плохого. Но давайте посмотрим, что происходит с мозгом. Масса гормонов устремляется в мозг и ненадолго поразительным образом влияет на его функционирование.


    18:18 – 18:29


    Гормоны увеличивают поступление кислорода и глюкозы, что важно для подъема кровяного давления, высвобождения столь необходимой нам энергии, и доставки ее в нужные места – то есть в мозг и к напрягающимся мускулам.


    18:30 – 18:45


    На короткий промежуток времени ваша память, как и способность к обучению, улучшаются. Вы впадаете в состояние предельной концентрации, на краткий миг предельно мобилизуетесь, воспоминания отпечатываются в вашей памяти.


    18:46 – 18:58


    Я готов поспорить, что любой из нас, какого бы возрасты он ни был, отлично помнит, где находился в момент, когда услышал новость о том, что Анжелина Джоли вызвана в Верховный суд.


    Краткосрочный физический кризис:

    Быстро получить энергию

    - отправка гормонов в хранилища

    - высвобождение хранившейся энергии

    Учащение пульса и дыхания, подъем кровяного давления

    Отключение долгосрочных проектов: пищеварения, роста, репродукции

    Активация иммунной системы

    Повышение свертываемости крови (образование тромбоцитов)

    Притупление болевых ощущений

    Увеличение количества кислорода и глюкозы, поступающих в мозг

    Улучшение способности к запоминанию, воспроизведению и обучению



    18:59 – 19:14 (перезаписать)


    Это очень важная вещь! Образовательная компания, организующая эти курсы, не рекомендовала мне говорить о чем-то столь злободневном, о том, что может устареть. Что это учение сохранится на века и станет частью нашей культуры! Надеюсь, наш мозг к тому моменту будет работать лучше.


    19:14 – 19:34


    Взгляните на то, что мы делаем: мы мобилизуем энергию, перенаправляем ее в нужные места, отключаем все не первостепенное, четче мыслим, наша иммунная защита во всеоружии, болевые ощущения притупляются, - с нами происходит все то, что происходило бы с обычным млекопитающим, получи он какую-либо травму.


    19:34 – 19:44


    Чтобы по заслугам оценить происходящее с нами, давайте вспомним про ряд редких заболеваний, связанных со с боями в работе системы стресс-ответа. Что произойдет, если организм человека не сможет проделать все вышеперечисленное?


    19:44 – 19:58


    Например, болезнь Аддисона, или синдром Шая-Дрейджера. Это заболевания не из серии: «Вау! Да вы рискуете заболеть диабетом!», это заболевания из серии, когда человек со всех ног бежит за пригородным автобусом и падает замертво от гипо-гликемического шока.


    Болезнь Аддисона

    Синдром Шая-Дрейджера



    19:58 – 20:12


    Если вам предстоит испытать такой же стресс, какому подве ргаются обычные млекопитающие, если вы собираетесь стремглав бежать по саванне или по темной парковке, то вам лучше включить систему реакций на стресс, в противном случае вы рискуете не прожить и 40-ка секунд.


    20:12 – 20:21


    Мы подошли к первому важному тезису нашего курса: если вам предстоит испытать такой же стресс, какой испытывает обычное млекопитающее, то будет лучше включить систему реакций на стресс.


    20:21 – 20:33


    Но для нас не менее важно понимать, что если мы включаем систему стресс-ответа слишком часто, слишком надолго, преимущественно из-за психо-социальных причин, то это непременно приведет нас к болезни.


    20:33 – 20:46


    Итак, 70 лет назад Селье первым задался вопросом: почему хронический стресс приводит к различным заболеваниям? Он предложил свою гипотезу, которая, как ни печально, была ведущей в этой области на протяжении последующих 40-ка лет. (Потому что) Селье ошибся.


    20:46 – 20:56


    Как он размышлял: вы сталкиваетесь со стрессером, который нарушает ваш гомео-статический баланс, в ответ включается система реакций на стресс и восстанавливает этот баланс.


    20:56 – 21:04


    Все отлично. Но если стресс длится слишком долго, то, по мнению Селье, вы вступаете в «фазу истощения».


    21:04 – 21:16


    У вашего стресс-ответа заканчиваются ресурсы. В надпочечниках заканчивается адреналин, гипофиз не способен производить столько гормонов, - вы более не в состоянии бороться ни с каким видом стресса.


    21:16 – 21:26


    И это в корне не верно. Какой бы адский стресс вы ни испытывали, в надпочечниках не может закончиться адреналин. Проблема не в том, что вы истощаете свои ресурсы в борьбе со стрессом.


    21:26 – 21:42


    Проблема в том, что через некоторое время стресс-ответ становится более разрушительным для организма, чем сам стресс. Особенно, если стресс возник из-за всякой психологической чепухи, что вы себе навыдумывали. Этот тезис по сей день является краеугольным камнем всей науки о стрессе.


    Со временем стресс-ответ становится более разрушительным для организма, чем сам стресс.


    21:42 – 21:53


    Все, что мы перечислили, все, что происходит с вашим телом – нерационально, бесполезно, губительно, даже глупо, но неизбежно, поскольку с вами происходит нечто чрезвычайное.


    21:53 – 22:01


    Если чисто психологически каждый следующий день для вас - это нечто чрезвычайное, то в результате вы не выключаете систему, перестаете расти, ваше тело не работает на перспективу.


    22:01 – 22:23


    ОК. Давайте посмотрим на проблему под другим углом. Представьте, что вы в парке со своими двумя детьми. Стоит прекрасная погода, солнечно, дети смеются, бегают, играют, вы в прекрасном настроении, расслаблены, неспешно прогуливаетесь, делаете чудесные фотографии – для вас это эталонный день без стресса.


    22:23 – 22:36


    Внезапно происходит острая стрессовая ситуация. Вы говорите обоим детям: постарайтесь встать и удержать равновесие как можно дольше. Дети очень стараются и у них это более или менее получается.


    22:36 – 22:52


    Таким образом ваше тело справилось с краткосрочным стрессом. Но краткосрочный стресс сменяется хроническим. Поэтому представьте, что вы гуляете не с двумя детьми, а с двумя громадными слонами, которых вы только что попросили удержать равновесие.


    22:52 – 23:12


    Получится у них, прямо скажем, неважнецки. Вам придется дорого заплатить за одну простую вещь – слоны ведь могут быть полезны в хозяйстве, они могли бы покрасить вам дом или организовать переезд, могли бы помочь построить или восстановить что-то в организме, а вместо этого всю свою энергию слоны тратят на соблюдение баланса.


    23:12 – 23:34


    Появятся и другие проблемы. Слоны славятся тем, какой бардак они могут оставить после себя. Они будут постоянно жевать и сорить, наследят, разбросают мусор, и вытопчут все ваши цветочные клумбы, направляясь к воде. Они способны нанести большой урон всей системе в целом.



    23:34 – 23:48


    В подобных обстоятельствах вы заплатите, скажем так, дополнительный сбор. Настанет момент, когда вы обратитесь к слонам: «Ребята, спасибо, хватит! Больше балансировать не нужно, вы отлично поработали», и слонам пора будет вернуться в городской зоопарк.


    23:48 – 24:11


    И мы с вами прекрасно понимаем, что возникнет своего рода хореографическая проблема, где малейший сбой приведет к полной неразберихе: два слона одновременно пытаются уйти, один толкнет другого, тот непременно падает.


    24:02

    Эта проблема актуальна для всех заболеваний связанных со стрессом, а именно: зачастую бывает крайне сложно восстановиться после стресс-ответа.


    Иногда бывает крайне непросто восстановиться после стресс-ответа


    24:12 - 24:22


    Много лет назад я участвовал в одной конференции, где была предложена эта идея и аналогия со слонами, мы не один час спорили обо всем этом.


    24:22 – 24:34


    В зале собралась, наверное, половина всех стресс-физиологов планеты и мы обсуждали разные метафоры: слонов на ходулях, борцов сумо и многие другие, но как бы там ни было – самое главное, что мы пришли к пониманию:


    24:35 – 24:52


    Если ваш стресс-ответ постоянно включен, то в организме не идут восстановительные процессы и процессы, ориентированные на перспективу. Если вы постоянно находитесь в состоянии хронического стресса, все ваши внутренние системы работают на износ. В результате перед вами неминуемо встанет вопрос: как восстановиться после всего этого.


    24:53 – 25:06


    Собственно, в этом и заключается суть хронического стресса. Мы подошли к ключевой проблеме: если наша система реакций на стресс, столь логичная, столь идеально подходящая льву и зебре, начинает работать в хроническом режиме, то мы платим за это высокую цену.


    25:06 – 25:18


    Быстро приведу один пример, поскольку далее мы будем говорить обо всем этом подробнее. Представьте, что ваше давление резко поднялось, потому что за вами гонится лев и вы бежите, спасая свою жизнь.


    25:18 – 25:36


    В этот момент вы не страдаете гипертензией, а просто адаптируетесь под соответствующие обстоятельства. Если же ваше давление каждый раз подскакивает в пробке, или от чего-то подобного, то вы не спасаете свою жизнь, а страдаете от стресс-индуцированной артериальной гипертензии.


    25:36 – 25:49


    Мы подошли к кульминации. Снова и снова в ходе всего нашего курса мы будем возвращаться к базовому принципу: если вам предстоит испытать такой же стресс, как любому нормальному млекопитающему, включите стресс-ответ.


    25:50 – 26:07


    Но если вы подвергаетесь стрессу не как млекопитающее, а как разумное, психо-социальное существо, то есть человек, будьте готовы постоянно расплачиваться за хронически активируемую систему реакций на стресс. За (хронически активируемую) систему, которая не предназначена для работы в условиях хронического стресса.


    26:07 – 26:26


    Стратегия нашего курса такова: в течение двух ближайших лекций мы постараемся разобраться, из чего состоит наша система стресс-ответа, так сказать что есть ее плоть и кровь. Какие гормоны вырабатываются в нашем теле, какие системы организма в этом участвуют, - по сути мы создадим инструментарий для последующей работы.


    26:26 – 26:40


    Далее мы перейдем к рассмотрению отдельных систем нашего организма. Как происходит восстановление тканей и рост вашего тела в период стресса? Что творится с пищеварением? С репродуктивной сферой?


    26:40 – 26:51


    При этом мы не будем забывать о том, что представляет из себя краткосрочная реакция на стресс как у зебры и льва, и чем мы расплачиваемся, если стресс-ответ включился у нас как у человека разумного.


    Стратегия курса:

    1. Получить представление об основных элементах системы реакций на стресс

    2. Рассмотреть основные системы


    26:52 – 27:09


    Пришло время представить вам еще несколько тезисов. Во-первых, стресс не вызывает болезни. Причиной диабета или инфаркта является отнюдь не стресс. Но как мы с вами еще неоднократно убедимся, если стресс и не является причиной заболеваний, то выступает в роли провоцирующего фактора.


    Стресс не является фактором вызывающим болезни;

    Стресс является фактором провоцирующим болезни


    27:09 – 27:27


    Он ухудшает прогноз по пред-существующим болезням, снижает сопротивляемость организма при борьбе с уже начавшими проявлять себя заболеваниями. Образно говоря, стресс ставит нас на край пропасти, допуская, что любой сторонний фактор легко столкнет вас с этого обрыва.


    27:27 – 27:43


    Не то чтобы официальная медицина не приняла концепцию стресса, но тезис о том, что стресс вызывает болезни не был поддержан. Вирусы вызывают болезни, бактерии вызывают болезни, мутации, неправильные диеты и тому подобные вещи (вызывают болезни). Стресс только ухудшает положение дел.


    27:43 – 27:54


    Еще один интересный тезис: в последние годы концепцию гомеостаза заменила более современная и причудливая концепция аллостаза.


    В последние годы концепцию гомеостаза сменила концепция аллостаза



    27:55 – 28:03


    Суть концепта в том, что если мы пытаемся решить проблему гомеостаза, возникшую из-за определенного стрессора, то решить ее локально невозможно.


    28:03 – 28:17


    В концепции гомеостаза считалось, что если вам не хватает жидкости, то есть вы обезвожены, то что вы будете делать? Ваши почки начнут сохранять воду. Концепция аллостаза демонстрирует более реалистичную картину того, что происходит в это момент с организмом.


    28:17 – 28:31


    Да, наши почки сохраняют больше воды, но мы также меняем режим работы потовых желез, нас начинает мучить жажда… Суть концепции аллостаза заключается в понимании того, что в адаптивных процессах принимает участие весь наш организм.


    Аллостаз – понимание того, что в адаптивных процессах участвует весь организм



    28:31- 28:41


    Мы с вами увидим, что тот факт, что в процесс вовлечено все тело, увеличивает вероятность того, что один из адаптационных маршрутов все-таки приведет нас к проблемам.


    28:41 – 28:51


    Еще несколько тезисов. Если вы уже имеете представление о теме нашего курса, то вас может потрясти уровень упрощений, к которым я прибегаю, но это необходимо.


    28:51 – 29:09


    С одной стороны это необходимо, потому что невозможно глубже изучить тему в отведенное нам время. С другой стороны, если для вас это не вопрос жизни и смерти, то никто в здравом уме не захочет все это заучивать. С третьей стороны, потому что никто толком не знает, как это все работает, в особенности я. Так что приготовьтесь к упрощениям!


    29:09 – 29:20


    Повторю нашу стратегию: что делает наше тело в момент острого стресса, и насколько этот процесс удивителен. Что делает наше тело, когда мир вокруг рушится, то есть при хроническом стрессе.


    29:20 – 29:36


    И в дополнение перед нами встанет еще одна задача: выдержать все эти плохие новости, которыми я буду снабжать вас на протяжении трех четвертей этого курса. Но как я уже говорил, терпеливые будут вознаграждены! Все хорошие новости в конце курса!




    upload_2020-5-15_16-33-28.png
    Под руководством доктора Роберта Сапольского ( Professor Robert Sapolsky) профессора биологии, нейрологии и нейрохирургии.



    Формат видео (закадровый перевод)
    Озвучание на русском языке
    Переводчик Born Free




    А стресс оказывает огромное отрицательное воздействие на ваше психическое и физическое здоровье. Большинство западных болезней, которыми мы заболеваем постепенно – болезни сердца, диабет, инсульт – усугубляются стрессом. Хронические болезни, такие как ревматоидный артрит и депрессия, часто вспыхивают вновь во время повторяющихся стрессовых ситуаций. Поэтому умение справляться со стрессом является критической составляющей качества нашей жизни.

    Но не падайте духом. Потому что как только вы поймёте внутренние механизмы нашей системы реакций на стресс и её неразрывную связь со всеми аспектами вашего здоровья, вы станете обладателем великих знаний, которые помогут вам понять и лучше справляться с этой привычной стороной вашей активной жизни.

    Сейчас один из самых выдающихся учёных всего мира, работающих в области нейробиологии и стресса, издаёт "Стресс и ваше тело" – захватывающий курс из 24-х лекций. Этот курс раскрывает тему психологического и психосоциального стресса, ставшего неотъемлемой частью повседневной жизни западного общества. Под руководством доктора Роберта Сапольского, профессора биологии, нейрологии и нейрохирургии, признанного Стэнфордским университетом, а также являющимся одним из самых известных среди наших профессоров, вы изучите "колёсики и винтики" человеческой системы реакций на стресс и её различные воздействия на ваше тело.

    Что же такое стресс?

    Попросту говоря, система реакций на стресс – это естественная, легко приспосабливающаяся система выживания. Представьте, что вы – зебра и за вами в густо заросшей травой саванне мчится лев. Как только вы распознали опасность, ваша система реакций на стресс направит резервную энергию со всего организма к мышцам и будет сдерживать несущественные на данный момент процессы жизнедеятельности, например, пищеварение и репродукцию, что позволит вам побыстрее убежать от опасности.

    Конечно, животным пережить стресс проще простого: как только животное избежало опасность, его тело и разум вскоре снова возвращаются в состояние покоя. При этом людям, страдающим хроническим стрессом, довольно редко удаётся вновь обрести физическое и душевное равновесие.

    Почему? Потому что для людей механизм реакции на стресс запускается не столько ситуациями жизни или смерти, сколько психологическими мотивами, на которые он изначально не рассчитан. Примеры подобных ситуаций:

    • дорожные пробки, из-за которых вы добираетесь на работу вдвое дольше;
    • непростые работы по исправлению неполадок в вашем доме, на которые вы давно уже не можете найти время;
    • назойливые мысли и постоянно всплывающие воспоминания; и
    • беспокойство, связанное с экономикой, окружающей средой, международными событиями и т.п.
    На самом деле, из этой серии лекций вам сразу станет понятно, что реакция на хронический стресс, с которым большинство из нас сталкивается каждый день, может превратиться из безопасного механизма в настоящую угрозу нашему физическому и психическому здоровью.

    Ядро любого серьёзного обсуждения темы влияния хронического стресса на ваше тело и разум составляют следующие чётко сформулированные вопросы:

    • Какое влияние оказывает повседневный стресс на функционирование вашего мозга?
    • Почему одни люди приспосабливаются к стрессу легче, чем другие?
    • Что происходит на неврологическом уровне во время эмоциональной травмы?
    • Почему стресс воздействует не только на ваш мозг (где он берёт своё начало), но и на ваше тело?
    • Почему стресс побуждает вас к определённым действиям, например, больше (или меньше) есть и спать?
    • Вы будете очарованы тем, насколько многосложны и как тесно переплетены между собой научные объяснения этих и других вопросов.
    24 лекции. Каждая лекция – 30 минут

    1. Почему у зебр не бывает язв? И почему у нас бывают?
    2. "Винтики и болтики" реакции на стресс.
    3. Стресс и ваше сердце.
    4. Стресс, метаболизм и ликвидация ваших активов.
    5. Стресс, переедание и ваш пищеварительный тракт.
    6. Стресс и рост – эхо из матки.
    7. Стресс, рост и развитие ребёнка.
    8. Стресс и женская репродуктивная система.
    9. Стресс и мужская репродуктивная система.
    10. Стресс и ваша иммунная система.
    11. Стресс и рак.
    12. Стресс и боль.
    13. Стресс, обучение и память.
    14. Стресс, осуждение и импульс-контроль.
    15. Стресс, сон и недостаток сна.
    16. Стресс и старение.
    17. Понимание психологического стресса.
    18. Психологические модуляторы стресса.
    19. Стресс и биология депрессии.
    20. Стресс и психология депрессии.
    21. Тревога, враждебность, подавление и поощрение.
    22. Стресс, здоровье и низкий социальный статус.
    23. Управление стрессом – ключ к успеху?
    24. Управление стрессом – принципы и предостережения.
    Скрытая ссылка
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 27 май 2020
    1 человеку нравится это.
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина закрыта.
      7 янв 2024
    2. Ciara
      Ciara не участвует.
      11 сен 2020
    3. Ciara
      Ciara участвует.
      11 сен 2020
    4. skladchik.com
      В складчине участвует 10 человек(а).
      11 сен 2020

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина закрыта.
      7 янв 2024
    2. skladchik.com
      Складчина доступна.
      3 июн 2020
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      3 июн 2020
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 03.06.2020.
      1 июн 2020
  3. Обсуждение
  4. 19 май 2020
    #2
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    Хочу напомнить вам, что цена фиксированная и не будет изменена. Прошу вас ещё раз прочитать всё что написано в шапке темы.
     
  5. 26 май 2020
    #3
    ruzerone
    ruzerone ЧКЧлен клуба
    Пожалуй подпишусь, если будет старт и потом доступ к складке, скорей всего в конце июня запишусь.

    Тема стресса и психосоматики, оч полезная.
     
  6. 26 май 2020
    #4
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    @ruzerone,
    Доступ к складчине и к библиотеке всегда доступен. Материал уже готов к раздаче. Чего ждать до конца июня.
     
  7. 26 май 2020
    #5
    ruzerone
    ruzerone ЧКЧлен клуба
    @born_free
     
  8. 26 май 2020
    #6
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    Какую информацию вы хотели бы получить касательно этого курса?
     
  9. 26 май 2020
    #7
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    @Sergey Priyomov ,
    Я же написал в шапке темы конкретно Скажем так, не тЯните финансово - не записывайтесь!
    Или с восприятием плохо? :)
     
  10. 27 май 2020
    #8
    born_free
    born_free ОргОрганизатор (П)
    Для ясности картины хочу понять, все кто записан заинтересованы? Не хотелось бы делать лишних телодвижений.
     
    2 пользователям это понравилось.
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.

Поделиться этой страницей