Доступно

Против вкуса: радикальная история музыки ХХ века [Neon] [Артём Рондарев]

Тема в разделе "Курсы по музыке", создана пользователем Чертополох, 9 янв 2021.

Цена: 2000р.-77%
Взнос: 446р.
100%

Основной список: 12 участников

Резервный список: 1 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 9 янв 2021
    #1
    Чертополох
    Чертополох ЧКЧлен клуба

    Против вкуса: радикальная история музыки ХХ века [Neon] [Артём Рондарев]

    обложка.jpg

    Программа курса

    Лекция 1. Вводная.
    Что такое западная музыка, что такое современная музыка, что делает музыку «современной» и «западной».

    Лекция 2.
    Рок-н-ролл как социальный феномен. Возникновение понятия молодежной культуры. Миф о протестном потенциале рок-музыки: его происхождение и экономика.

    Лекция 3.
    Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл: популярная музыка как форма социального капитала. Феномен «британского вторжения» и причины его популярности. Вопросы «подлинности» в молодежной среде.

    Лекция 4.
    Почему панк – это самое главное, что случилось с популярной музыкой в XX веке. Музыкальные ценности и социальный нигилизм. Музыка как форма идеологии. Британия и Америка в схватке за приоритет в создании панка.

    Лекция 5.
    Музыкальный звук и проблематики его описания (на примере электронной музыки). Звук как маркер аутентичности. Электронная и электроакустическая музыка и вопросы усвоения поп-музыкой проблематик музыки академической.

    Лекция 6.
    Джаз как форма социального высказывания маргинализованных групп. Музыка как форма самовыражения социальных страт. Вопросы присвоения мейнстримными направлениями форм высказывания маргинализованных групп.

    Лекция 7
    Би-боп как «панк в джазе». Усвоение поп-музыкантами этоса «творца», захват ими позиции «автора» и связанная с этим смена социальных иерархий в популярной музыке.

    Лекция 8.
    Вторая венская школа (Шенберг, Берг, Веберн): самая радикальная революция в западной музыке. Тотальное преобразование музыкальной структуры и связанная с этим проблематичность разнообразных описаний музыки.

    Лекция 9.
    Джон Кейдж и «эмансипация звука». Музыка как процесс и процедура. Закономерность и случай в музыке.

    Лекция 10.
    Минимализм и структура музыкального времени. Музыка как эстетический феномен и как социальное событие.

    Лекция 11.
    Заключительная лекция.


    • Видеть гомологии (сходства) между несходными на первый взгляд музыкальными формами и жанрами
    • Видеть проблематики, лежащие за теми или иными событиями в мире музыки
    • Понимать социальные импликации и значения различных музыкальных форм и жанров, их символический, семантический и политический аспект
    • Осознавать историю музыки двадцатого века как цельный и непротиворечивый процесс, включающий в себя параллельную эволюцию всех музыкальных форм.

    Подробно о курсе

    Музыка рутинно делится на популярную и рафинированную, на высокую и низкую, на примитивную и изощренную, на престижную и непрестижную: так было с давних пор, и вот наконец в двадцатом веке такого рода символический обмен утратил свою очевидность и убедительность. Технологии ввели музыку в каждый дом и сделали ее самым вездесущим видом искусства, потребителями музыки стали практически все, и более того – благодаря технологиям сама фигура потребителя музыки сделалась центральной по своему значению для всех инстанций ее производства и описания.

    Тот, кто слушает и любит какую-то музыку, не может допустить, что его музыка «плохая»: человек социальное животное, а в социуме символическая ценность культурных объектов – фактор наиболее важный и превосходящий по своему значению любые структурные, семантические и исторические вопросы. Нам зачастую важно не то, что мы слушаем, а то, каким образом то, что мы слушаем, маркирует наше положение в обществе, определяет наше иерархическое положение в нем, - словом, нам важно, как относятся к нашей музыке другие. Подобная ситуация порождает большое количество ценностных споров, в которых заинтересованные стороны доказывают, что именно их музыка – настоящая и наилучшая; как следствие, музыкальная карта оказывается поделенной на бесчисленное количество жанров, стилей и направлений.

    Хотя сама по себе эта номенклатура весьма увлекательна, своею избыточностью она маскирует тот простой факт, что в целом современная западная музыка, вне зависимости от ее стилистической и жанровой принадлежности, исторически наследует весьма конкретному набору описаний и мотивируется одними и теми же, характерными для западной эстетики в целом, проблематиками. Проще говоря, мы все - поклонники хард-рока ли, Баха ли, хип-хопа, - слушаем, в общем-то, одну и ту же музыку, построенную по сходным правилам и даже социально предназначенную примерно для одного и того же. Собственно, по большому счету именно этот факт, а вовсе не указание на какие-то принципиальные различия, и обусловливает фундаментальное представление о том, что плохой музыки не существует и всякая музыка чем-либо да хороша. Об этом мы и поговорим.

    В настоящем курсе вопросам смысла и значения - в том числе и социального – музыки отведено центральное место. Мы посмотрим, как социальная повестка определяла ее смысл и направление ее эволюции; мы постараемся проследить, как самые разнообразные музыкальные формы видоизменялись и эволюционировали, подчиняясь требованиям одного и того же набора ценностных и социальных императивов.

    Курс представляет собой цикл лекций, каждая из которых будет предваряться списком литературы по обозначенной теме, а также разнообразными визуальными и аудиопримерами. В финале каждой лекции будет проводиться обсуждение темы.

    • Для студентов гуманитарных факультетов и вузов, занимающихся историей, культурологией и социологией музыки и – шире - современного искусства;
    • Для школьников старших классов, в частности – гуманитарных лицеев и классов;
    • В целом всех, кто интересуется историей, социологией и проблематиками музыки XX века, академическим музыкальным авангардом, джазом и популярной музыкой.
    • Знание теории музыки необязательно, но желательно хотя бы на базовом уровне; знание английского крайне желательно – удовлетворительных материалов на русском языке по этой теме прискорбно мало.

    Автор курса

    Артем Владиславович Рондарев
    Музыкальный журналист, культуролог, переводчик, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ (2014-2019). Автор книг: Эпоха распада. Грандиозная история музыки XX века. М.: РИПОЛ-классик, 2020; 440 Герц. Разговоры о русской музыке. СПб.: ООО ТД «Современная интеллектуальная книга», 2018. Член жюри премий «Национальный бестселлер» за 2014 и 2016 годы и «Новые горизонты» за 2015 и 2016 годы.

    Продажник
     
    Последнее редактирование модератором: 25 апр 2021
    5 пользователям это понравилось.
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      25 апр 2021
    2. herber81
      herber81 участвует.
      23 апр 2021
    3. skladchik.com
      Взнос составляет 223р.
      23 апр 2021
    4. skladchik.com
      Складчина активна.
      23 апр 2021

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      25 апр 2021
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 223р.
      23 апр 2021
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      23 апр 2021
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 22.04.2021.
      20 апр 2021
  3. Обсуждение
  4. 14 янв 2021
    #2
    zoom100
    zoom100 ОргОрганизатор
    Влияние музыки на моду .
    Свингующий Лондон и Мэри Куант. Королева панка Вивьен Вествуд.Елисеева Елена.
    Знаете, как много в мировую моду и ваш гардероб привнесла Великобритания и её обитатели — английские аристократы, портные, члены королевской семьи, богема и улица?
     
    1 человеку нравится это.
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.

Поделиться этой страницей