Доступно

Женщины в истории искусства [Татьяна Пигарева]

Тема в разделе "Курсы по дизайну", создана пользователем trav100, 11 апр 2019.

Цена: 750р.
Взнос: 100р.
100%

Основной список: 32 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 11 апр 2019
    #1
    trav100
    trav100 ОргОрганизатор

    Женщины в истории искусства [Татьяна Пигарева]

    [​IMG]
    Лекция к выставкам в Пушкинском музее и музее Прадо

    Много ли вы знаете женщин - художниц? А женщин - академиков искусства? А женщин, которыми восхищались, как равными себе по таланту, Ван Дейк и Микеланджело? А между тем, у нас есть отличный шанс с ними познакомиться, причем чрезвычайно близко.

    До 31 марта в ГМИИ им. Пушкина проходит выставка «Артемизия Джентилески и современники», а с 22 октября по 2 февраля 2020 года в Прадо в рамках празднования 200-летия музея откроется масштабная ретроспектива Софонисбы Ангиссолы - и имена двух этих женщин навеки вошли в историю.


    Софонисбу Ангиссолу называли первой художницей эпохи Возрождения, она писала портреты королей Испании, дружила с королевой и заслужила похвалу Микеланджело. Артемизия Джентилески стала первой женщиной, принятой в Академию живописного искусства во Флоренции, она переписывалась с Галилеем, дружила с Ван Дейком, её называли «реинкарнацией Караваджо» и «первой феминисткой».


    И на примере судеб этих двух художниц, полных невероятных событий и удивительных фактов, Татьяна Пигарёва, филолог-испанист, искусствовед, руководитель отдела культуры Института Сервантеса в Москве, расскажет о роли женщины в истории искусства - и, конечно же, познакомит нас с Артемизией Джентилески и Софонисбой Ангиссолой.
     
    Последнее редактирование: 22 апр 2019
    5 пользователям это понравилось.
  2. Последние события

    1. Чертополох
      Чертополох оставил отзыв "Хорошо".
      12 янв 2020
    2. skladchik.com
      Складчина доступна.
      18 апр 2019
    3. skladchik.com
      Взнос составляет 50р.
      18 апр 2019
    4. skladchik.com
      Складчина активна.
      18 апр 2019

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      18 апр 2019
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 50р.
      18 апр 2019
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      18 апр 2019
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 18.04.2019.
      15 апр 2019
  3. Отзывы участников

    4/5,
    • 4/5,
      Работой организатора доволен
      Да, интересная, конечно, лекция. Татьяна Пигарева живёт в Испании, услышала про выставки в Прадо и Пушкинском и решила сделать лекцию. Очень интересно она начинает с критики испанского феминизма (который и породил эту самую выставку в Прадо). Вот, мол, испанки не понимают, что настоящий гений везде пробьется. Мы-то это знаем уже с начала ХХ века, когда у нас Экстер и Попова были на уровне Малевича и Татлина. А вот испанки всё собираются на митинги (фоточка в студию), не понимают. (Видимо, у них в ХХ веке не было талантливых художниц? на что намекает Татьяна - непонятно).

      Вот это очень интересное явление. Человек неопатриархальной культуры - Татьяна, воспитанная на российском неопатриархате - попадает в ситуацию намного более демократическую и прогрессивную, в Испанию, в феминистские выставки и перформансы. И пытается их осмыслить. С трудом, и это понятно. Пока у нас в ХХ веке были тюрьмы и психбольницы для тех, кто в социологии хотел сказать что-то против партии, в Европе и США проводили множество исследований о том, как именно социальные сдерживающие механизмы влияют на продвижение людей в профессии. В том числе и в художественной профессии. Изучали такие понятия, как двойная и тройная смена, стеклянные стены и потолки. Директорка ФБ (не путать с ФСБ) написала интересную книгу о женском лидерстве и важнейшей роли менторства, из которого женщины обычно исключены.

      Проводились исследования о восприятии живописи. Например, показывали одну и ту же работу и разным группам испытуемых говорили, что автор - мужчина или женщина. Те, кто думали, что картина написана женщиной, оценивали её ниже и дешевле. И так далее, далее, далее. Но Татьяна обо всем этом не знает.

      При этом Татьяна совершенно справедливо сравнивает мастерство Малевича, Татлина и Поповой, Экстер. Только она лукавит, подразумевая, что в мировом масштабе у этих художников одинаковая ценность и влияние. Отнюдь. Заха Хадид писала свой диплом по Малевичу. Конструктивизм и деконструктивизм лег в основу её проектов. Интересно, что она слышала про...Попову? Это частный пример, но можно смотреть и на данные - востребованность авторов авангарда в европейских исследованиях, стоимость их работ итд. Так что как раз качество их работ, возможно, и было близким - да вот восприятие их искусства никак нельзя назвать одинаковым. И это как раз снова нас возвращает к теме дискриминационных механизмов.

      В общем, очень интересно, как Татьяна, не понимающая суть механизмов дискриминации и даже отрицающая их как факт ("талантливый художник всегда пробьется"), пытается рассказывать нам о женщинах-художницах XVI-XVIII вв (Софонисба Ангвиссола, Артемизия Джентилески, Ангелика Кауфман, также упоминаются другие художницы).

      Рассказы очень беглые, зачастую просто пересказ биографии и некоторые упоминания жанров, стилей, влияния других художников. В общем, обычная популярная лекция. Тем не менее, нахожу её интересной, материал подан достаточно системно, Татьяна нашла связи и параллели и другими авторами, рассказала о художницах в контексте их эпохи и стилей, указала на ограничения, которые испытывали художницы. Например, они не могли писать в натурном классе, не могли делать копии в музеях, не могли выходить на улицу без сопровождающего (речь про Италию XVI в - про Джентилески), места для женщин в некоторых Академиях если и были, то их количество было очень ограничено. Добавлю еще, что стоимость обучения была высокой, часто за студентов платили меценаты - а быть меценатом девушки в то время было крайне проблематично, вызывало подозрения (возвращаемся к книге директорки ФБ про менторство - не так и много изменилось с тех пор). В то время как обеспеченные люди и тем более аристократы не отдавали своих детей в эту ремесленную работу (сразу вспомнила, как отец Микеланджело - знатный флорентийский аристократ - выступал против его увлечения скульптурой и рисунком). Здесь Софонисба Ангвиссола выступает как исключение. А Джентилески подтверждает это правило, ведь она не умела даже писать и сформировалась в мастерской своего отца-ремесленника, который также писал с трудом. В общем, безусловно, эту лекцию прослушать стоит, я получила большое удовольствие от знаний.
      12 янв 2020
      8 пользователям это понравилось.
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.

Поделиться этой страницей